Методы диагностики речи
Методика 12. “Назови слова”
Методика позволяет определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Экспериментатор называет ребенку слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На название каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек., а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся к различным группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 разных слов, относящихся к различным группам.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов, относящихся к различным группам.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, относящихся к различным группам.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Экспресс-оценка свойств нервной системы
Методика 13. Теппинг-тестиспользуется, когда необходима срочная, оперативная оценка выраженности свойств нервной системы, не требующая длительных процедур обследования и расчета показателей. Наиболее информативны для исследования методики:
- лабильность нервной системы - 5-секундный теппинг-тест;
- сила процесса возбуждения - 30-секундный теппинг-тест.
Описание методик и процедура исследования изложены в Приложении 1.
Методы изучения личности и межличностных отношений
У детей дошкольного возраста
Специальных методов изучения личности и межличностных отношений дошкольников и младших школьников, не так уж много, во всяком случае, гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования — то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений — это одна из задач образования.
Тем не менее, психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надежных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям этого возраста.
14. Методика самооценки “Какой Я?”
Методика предназначена для самооценки дошкольников. Экспериментатор, используя опросник, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10-ти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются в колонках опросника и переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы “да” - 1 балл;
Ответы “не знаю” и “иногда” - 0,5 баллов;
Ответы “нет” - 0 баллов.
Самооценка определяется по общей сумме баллов, набранной по всем качествам личности.
№ | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
Хороший Добрый Умный Аккуратный Послушный Внимательный Вежливый Умелый (способный) Трудолюбивый Честный |
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
15. Методика экспертной оценки “Ребенок глазами родителей”
Методика представляет собой коммуникативно-личностный опросник для родителей, родственников и воспитателей ребенка. Используется для экспертного оценивания личностных качеств ребенка.
№ | Оцениваемые качества личности | Оценки по шкале | |||
да | нет | когда как | не знаю | ||
Добрый ли ваш ребенок? Внимательный ли ваш ребенок? Правдивый ли ваш ребенок? Вежливый ли ваш ребенок? Общительный ли ваш ребенок? Щедрый ли ваш ребенок? Отзывчивый ли ваш ребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим? Справедливый ли ваш ребенок? Жизнерадостный ли ваш ребенок? Ответственный ли ваш ребенок? |
Оценка результатов:
За каждый ответ типа “да” начисляется - 1 балл;
За ответ “когда как” и “не знаю” - 0,5 баллов;
За ответ “нет” начисляется 0 баллов.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов по всем 10-ти качествам личности. Если ребенка оценивали несколько экспертов (что является более предпочтительным), то берется их средняя оценка.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.