Укажите в карте диагностики учебных достижений ребенка по дополнительной образовательной программе соответствующие методы диагностики (Приложение 6)

МДК 01.01 БИЛЕТ №___21______

Теоретические основы планирования занятий в области социально-педагогической деятельности

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т. д.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

· изучение нового материала

· применение знаний на практике, формирование практических умений;

· контроль знаний

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

· изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т. д.);

· закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

· самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Основные требования к современному занятию.

· Постановка и комплексное решение на занятии (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

· Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

· Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

· Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.

· Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

· Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

· учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

· определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

· взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

· тип и структура занятия;

· тема, цель, задачи занятия.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Наши рекомендации