Профессионально-образовательного процесса
Основные задачи мониторинга:
• отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового учебного материала;
• создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;
• получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;
• индивидуализация педагогом своей деятельности;
• обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.
Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности зна-ний, умений и навыков, а в отдельных случаях — на диагностике психического развития, затруднено. Конечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возможны только на основе мониторинга.
Способы осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса можно разделить на две группы:
• способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов;
• способы учета полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса1.
Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного процесса:
• учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации;
• обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач;
• оценки уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых.
Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения.
Следующим моментом мониторинга является отслеживание процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий. Педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя организацию учебного (рабочего) места, планирование выполнения учебно-профессиональных заданий, методику работы с учебно-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе.
Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Отрефлексированные в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса отражаются в специальном бланке (табл. 26). Помимо уровней выраженности структурных компонентов обучения, в бланке указываются его организационные формы и технологии осуществления мониторинга.
Таблица 26
Регистрационный бланк мониторинга профессионально-образовательного процесса
Учебная профессия, специальность | Учебный предмет | Ф. И. О. учащегося | Группа № | ||||||||
Время проведения мониторинга | |||||||||||
Темы занятий: | |||||||||||
Учебное задание: | Количество часов | Число членов группы | |||||||||
Формы организации профессионально-образовательной деятельности: фо[]бо[]ио[] ФО — фронтальная (кооперативная) организация БО- бригадная (групповая) организация ИО – индивидуальная (самоуправляемая) организация | |||||||||||
Структурные компоненты обучения | Технологии мониторинга | Уровни выраженности компонентов обучения | |||||||||
I | II | III | IY | V | |||||||
1. Мотивация 1.1. Учебно-познавательные мотивы 1.2. Профессионально ориентированная мотивация | Наблюдение, опросные методы Экспликация, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности | ||||||||||
2. Способы выполнения учебно-профессиональных действий 2.1. Обобщенные способы учебных действий 2.2. Обобщенные способы профессиональных действий 2.3. Способы узкопрофессиональных действий 2.4. Способы самоконтроля | Наблюдение, эксплицирование Наблюдение, метод тестовых ситуаций, анализ результатов деятельности Наблюдение, метод тестовых ситуаций, анализ результатов выполнения практических заданий То же | ||||||||||
3. Развитие познавательных и учебно-профессиональных способностей 3.1. Познавательные способности 3.2. Учебно-профессиональные способности 3.3. Профессиональные способности (ключеые квалификации) 3.4. Специальные (квалификационные) способности 3.5. Учебно-профессиональная самостоятельность | Наблюдение, тестирование (экспресс-диагностика) То же То же То же | ||||||||||
Примечание. Уровни выраженности компонентов обучения:, I - не проявляется; II - выражен удовлетворительно; III - отчетливо выражен; IV - хороший уровень выраженности; V - высокий уровень выраженности.
Регистрационный бланк заполняется преподавателем в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем занятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения, комплексных работ, включающих несколько1 4-6-часовых занятий. В конце каждой четверти, семестра показатели регистрационных бланков' отражаются в итоговом индивидуальном профиле профессионально-образовательного процесса учащихся.
Результаты индивидуального мониторинга могут быть сведены в таблицу, отражающую профиль профессионально-образовательного процесса по учебным предметам (производственному обучению), а в отдельных случаях и по специальности. Для проведения этой процедуры каждому уровню выраженности присваиваются баллы от одного до пяти. Определяется среднеарифметический показатель, и строится профиль профессионально-образовательного процесса по учебному предмету или специальности, комплексу общепрофессиональных и специальных дисциплин (табл. 27).
Данные мониторинга используются для совершенствования содержания образования, оценки эффективности применяемых образовательных технологий, определения узких мест в целостном профессионально-образовательном процессе.
Результаты мониторинга могут стать информационной основой принятия управленческих решений по улучшению профессионального образования, аттестации профессионально-педагогических работников.
Мониторинг профессионального развития личности
Одной из главных целей личностно ориентированного образования является развитие обучаемого. Достижение этой цели возможно при условии отчетливо выраженной потребности личности в самоизменении, саморазвитии. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление.
Таблица 27
Профиль профессионально-образовательного процесса по учебному предмету (специальности)
Структурные компоненты обучения | Уровни выраженности компонентов обучения | |||
1. Мотивация 1.1. Учебно-познавательные мотивы 1.2. Профессионально ориентированная мотивация 2. Способы выполнения учебно-профессиональных действий 2.1. Обобщенные способы учебных действий 2.2. Обобщенные способы профессиональных действий 2.3. Способы узкопрофессиональных действий 2.4. Способы самоконтроля | I | II | III | IY |
3. Развитие познавательных и учебно-профессиональных способностей 3.1. Познавательные способности 3.2. Учебно-профессиональные способности 3.3. Профессиональные способности (ключевые квалификации) 3.4. Специальные (квалификационные) способности 3.5. Учебно-профессиональная самостоятельность |
Примечание. Уровни выраженности компонентов обучения: I уровень (до 2 баллов) — низкий; II уровень (2—3 балла) — удовлетворительный; IIIуровень (3—4 балла) — хороший; IV уровень (4-5 баллов) - высокий.
Л. М. Митина, анализируя взаимосвязь личностного и профессионального развития, отмечает, что они неотделимы: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации1.
Можно сказать, что личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление обучаемого и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями.
На стадии профессионального образования движущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями этого вида образования и уровнем личностного и профессионального развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессиональных способностей, повышению социально-профессиональной компетентности.
На следующей стадии профессиональной адаптации профессиональное развитие детерминируется противоречием между требованиями новой для личности социально-профессиональной ситуации: профессиональной деятельности, новой роли, трудового коллектива — и уровнем социально-профессиональной квалификации и компетентности. Его разрешение происходит в процессе психологической перестройки личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобретении профессионального опыта.
На стадии профессионализации основным является противоречие между «Я»-действующим и «Я»-отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. Разрешение этого противоречия возможно в процессе продвижения по квалификационным ступеням профессии и выработки индивидуального стиля деятельности. В противном случае наступает стадия профессиональной стагнации.
Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо обнаруживается противоречие между «Я - профессиональным и «Я -потенциальным. Его разрешение возможно путем самоактуализации личности, обусловливающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельности и проявление акмеологического стиля в профессии и профессиональном сообществе. Другой способ разрешения этого противоречия — вторичная стагнация на основе высококвалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
Таким образом, на начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста, профессионала. К внешним факторам, инициирующим профес-сиональное становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии выполнения деятельности, система стимулирования развития.
На стадии профессионального образования в качестве такой системы стимулирования может выступать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации — оценки уровня квалификации.
В свете темы главы представляется обоснованным рассмотрение возможностей мониторинга профессионального развития обучаемых и молодых специалистов.
За основу проектирования мониторинга профессионального развития целесообразно взять четырех-компонентную профессионально обусловленную структуру личности (см. табл. 17). Очевидно, что для определения социально-психологических и психофизиологических характеристик личности оправдано применение разного рода психодиагностических средств, установление же уровня выраженности ключевых квалификаций осуществляется посредством мониторинга. В зависимости от характера профессии (специальности) проектируется профессионально обусловленная структура личности, на основе которой методом экспертной оценки определяются 5—7 наиболее значимых ключевых квалификаций. Эти ключевые квалификации и подвергаются мониторингу в течение длительного времени (семестр, учебный год, первые два-три года работы на предприятии, в организации).
В учебных заведениях мониторинг профессионального развития осуществляют преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также мастера производственного обучения. В отдельных случаях к проведению мониторинга могут привлекаться специалисты психологической службы учебного заведения. Мониторинг профессионального развития молодых специалистов могут осуществлять непосредственно руководители предприятий и организаций под руководством психологов отделов развития персонала.
Рассмотрим процедуру мониторинга на примере профессии ремесленника. Анализ литературы и экспертная оценка позволили определить следующие шесть ключевых квалификаций: конвенцио-нальность, поливалентную профессиональную компетентность, социально-коммуникативную компетентность, сверхнормативную профессиональную активность, креативность и ручную умелость. Уровни выраженности этих ключевых квалификаций отражаются в бланке (табл. 28).
На основе фиксации уровня выраженности ключевых квалификаций в регистрационном бланке строится профиль профессионального развития обучаемого или молодого специалиста. Наглядно мониторинг развития ключевых квалификаций представлен на рис. 14.
Результаты мониторинга профессионального развития, обобщенные в профиле ключевых квалификаций, представляют уникальный материал по онтогенетической истории профессионального становления личности. Осмысление и принятие результатов мониторинга профессионального развития побуждают личность к саморазвитию, самоизменению. Внешняя информация о достоинствах и недостатках субъекта профессионального развития интериоризи-руется и перерастает в саморегуляцию. В результате возникает самомониторинг. Мониторинг может стать основой для совершенствования профессионально-образовательных программ, поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития обучаемых. Данные мониторинга могут быть полезны специалистам отделов развития персонала при профессиональном консультировании молодых специалистов и планировании их профессионального роста и карьеры. Наконец, результаты мониторинга могут быть использованы при выработке и принятии управленческих решений.
Таблица 28
Бланк ключевых квалификаций
Профессия: ремесленник
Специальность: столяр
Учебная дисциплина: производственное обучение
Ф.И.О.___________
Группа №_____________
Время проведения мониторинга_____________
Ключевые квалификации | Технологии мониторинга | Уровни выраженности | |||
A | B | C | D | ||
1. Конвенцио-нальность 2. Поливалентная профессиональная компетентность 3. Социально-коммуникативная компетентность 4. Сверхнормативная профессиональная активность 5. Креативность 6. Ручная умелость | Анкетирование, беседа, интервью Метод тестовых ситуаций, тестирование компетентности Тестирование, наблюдение Метод критических ситуаций Тоже Тестирование, метод критиче-ских ситуаций |
Примечание. Уровни выраженности: А - репродуктивный; B- рефлексивный; С - эвристический; D -креативный.
Профессия | Учебная дисциплина | Время проведения мониторинга | Ф.И.О. |
Группа№ |
Рис. 14. Профиль ключевых квалификаций обучаемого: А - репродуктивный уровень; В - рефлексивный; С - эвристический; D - креативный; --------реальный профиль; ------прогнозируемый профиль
Мы рассмотрели мониторинг профессионального развития личности на стадиях профессионального образования и профессиональной адаптации молодых специалистов. На последующих стадиях становления актуальным является личностно ориентированное профессиональное самосовершенствование человека.
Профессиональное самосовершенствование представляет собой самостоятельный вид внутренней активности личности, направленной на повышение квалификации, профессиональный рост и развитие карьеры. Важное значение в инициировании этой профессиональной активности принадлежит мотивации достижений и успеха, а также актуализации профессионально-психологического потенциала специалиста.
В стимулировании профессионального самосовершенствования положительную роль может играть экспертный мониторинг профессионализации персонала, который предполагает:
• разработку диагностических и экспертных процедур социально-психологического анализа и прогнозирования труда, выполняемого персоналом, оценку профессиональной компетентности кадров и содействие им в выработке стратегии продуктивного развития субъектов труда;
• создание и использование личностно ориентированных технологий развития творческого потенциала и профессионально важных качеств персонала, ключевых квалификаций, необходимых для эффективного труда;
• разработку социально-психологических основ подбора, расстановки кадров, их профессионального становления и подготовки, а также методики оценки уровня профессиональной компетентности в соответствии с выработанными критериями и показателями;
• выявление общих социально-психологических закономерностей профессионального развития персонала и учет конкретных результатов его профессионализации, а также разработку научно-практических рекомендаций по диагностике, аттестации и экспертизе1.
Экспертный мониторинг является информационной основой психологического сопровождения профессионального становления человека. Под психологическим сопровождением понимают непрерывный процесс изучения и анализа, развития и коррекции субъектов труда. Оно осуществляется в рамках личностно ориентированных технологий профессионального становления для наиболее полной реализации творческого потенциала человека, поддержания его комфортного психического состояния и достижения наивысшей продуктивности деятельности.
Стадия профессионализации охватывает в потенциальном плане наиболее продуктивный возрастной период человека - зрелость. Акмеологическое1 сопровождение профессионала не только обусловливает повышение его профессионализма, но и создает условия для самоактуализации личности и полноценной реализации в профессии.
Таким образом, мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.
Раздел VI