Задания для самостоятельной работы. 1. О подходах к изучению характера
1. О подходах к изучению характера. Составьте план-конспект, используя материал следующего источника: Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник. Гриф УМО / А.Г. Асмолов.- М.: Смысл; Академия, 2010. (Глава Личность и характер).
2. Дайте развернутые определения понятий: темперамент, свойства темперамента, характер, черта характера, акцентуация характера.
3. Каким образом педагог должен учитывать особенности темперамента и характера учеников при организации педагогической деятельности?
Используйте материал следующего источника: Теплов, Б.М., Небылицын, В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. С. 269-275.
Лекция 3. Способности
Краткое содержание лекции. Определение способностей. Проблема природы способностей, их происхождения и развития. Уровни и условия развития способностей. Соотношение общих и специальных способностей.
Определение способностей.Способностяминазывают индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности.
Отечественный психолог Б.М.Теплов выделил три признака способностей:
1. Под способностями понимают такие индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Поэтому к способностям в этом смысле не относят такие качества, которые являются родовыми признаками человека (способность ходить, говорить и др.).
2. Способностями называют не все индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности такие индивидуальные особенности как тревожность, вспыльчивость не относятся к способностям, хотя, по мнению психолога К.К. Платонова, те или иные личностные качества могут входить в состав способностей.
3. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но являются условием их успешного усвоения.
Проблема природы способностей, их происхождения и развития.Данная проблема имеет давнюю историю и связана с различными представлениями ученых о соотношении биологического и социального в структуре личности человека.
Можно выделить две точки зрения на природу способностей. Первая точка зрения принадлежит ученым, которые считают способности врожденными. Эту точку зрения разделяли греческий философ Платон, английский ученый Ф. Гальтон. Они высказывали утверждение в пользу наследуемости способностей. Вторая точка зрения рассматривала способности как приобретенные в процессе жизни. На этой позиции стоял английский философ Дж. Локк.
Современные представления о способностях подчеркивают единство биологических задатков и социальных условий в развитии способностей.
В отечественной психологии исследования проблемы способностей проводилось под руководством Б.М.Теплова, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина. Они выдвинули ряд теоретических положений относительно природы способностей и их развития.
Первое положение о том, что в основе способностей лежат задатки, т.е., врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы. Однако, наследуемость задатков не означает наследуемость способностей. Способности развиваются в процессе деятельности. А задатки – лишь предпосылки к развитию способностей.
Второе положение – успешность выполнения деятельности может зависеть от развития разных способностей, в то же время какая-то способность может быть условием успешного выполнения нескольких видов деятельности. Это положение определяет возможность широкой компенсации (или замещения) способностей.
Третье положение – в каждом возрастном периоде имеются психологические особенности, способствующие развитию тех или иных способностей (сензитивные периоды развития).
Уровни и условия развития способностей. Различают несколько уровней развития способностей: задатки, способности, одаренность (своеобразное сочетание способностей, интеллекта мотивации), талант (высокий уровень развития способностей) и гениальность (высший уровень развития способностей).
Одаренность – качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
Одаренные дети – это дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие специальные способности.
Признаки одаренности:
1. Высокая любознательность. У таких детей повышенная активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности может привести к негативным реакциям невротического характера.
2. Уже в раннем возрасте их отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Для них характерна быстрая передача нейронной информации, их мозг имеет более разветвленную систему нервных связей.
3. Они отличаются ранним развитием речи, хорошей памятью, повышенной концентрацией внимания.
4. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением ставить вопросы.
5. Их отличает высокая мотивация, ориентированная на задачу.
Ряд последних исследований свидетельствуют о том, что ключевой характеристикой одаренности является мотивация на задачу.
Для развития способностей имеют значение благоприятные условия воспитания и обучения. У немецкого философа Гегеля есть мысль о том, что человек должен прежде всего «выполнить себя», т.е., реализовать свою уникальность. Школа для того и существует, чтобы помочь растущему человеку развить свои способности. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно, ребенок должен испытывать умственное напряжение, у него должны постоянно тренироваться «мускулы воли». Такого рода дискомфорт в конечном счете должен приносить радость ребенку. Условием развития способностей Гете считал интенсивную умственную деятельность плюс большую свободу в выборе действий.
В то же время неблагоприятные для развития способностей условия могут быть различными. В одних случаях, при высокой спонтанной активности ребенка, это может быть нехватка соответствующих впечатлений, т.е., обедненная внешняя среда. В других случаях, при неблагоприятных условиях воспитания, например, при частых придирках, тяжелой семейной атмосфере, энергия ребенка может тратиться на переживания. В - третьих, например, неправильное обращение со стремлениями и мотивацией ребенка, излишнее принуждение может погасить активность ребенка.
Соотношение общих и специальных способностей.В психологической литературе имеются разные точки зрения на соотношение общих и специальных способностей. В.Н.Дружинин, основываясь на трехкомпонентной модели когнитивного процесса, описал структуру общих способностей.
Способность, ответственную за приобретение он назвал обучаемостью; способность, связанную с преобразование опыта – креативностью, продуктивность применения опыта определяется общим интеллектом.
Креативностьбыла выделена из группы общих способностей на следующем основании. Оказалось, что люди, получившие высокие оценки по тестам интеллекта, не всегда успешно справляются с проблемными ситуациями, в которых не требуется специальных знаний и умений. Испытуемые с одинаковым уровнем умственно развития по-разному использовали данную в задачах информацию. Зачастую испытуемые со средним значением интеллекта решал задачу быстрее. Пока «умный» обдумывал план и будущие действия, «инициативный» добивался успеха при помощи выдвижения самых разных предположений и простого угадывания. Оказалось, что только одного фактора интеллекта недостаточно для оценки успешности решения проблемных задач.
Исследователи задались вопросом, какая неизвестная способность присоединяется к интеллекту и помогает находить выход в безвыходных ситуациях. Одним из первых начал изучать креативность американский психолог Поль Торренс. Он определил креативность как способность создавать нестандартные идеи в ситуации неопределенности и незавершенности. Торренс предложил измерять креативность по трем показателям: (1) беглости и количеству идей, которые возникают у человека в единицу времени; (2) гибкости, которая определяется количеством неповторяющихся идей; (3) оригинальности – редкости идей.
Теперь вернемся к вопросу о соотношении общих и специальных способностей. В психологии способностей многие авторы разделяют положение о том, что специальные способности (музыкальные, математические, педагогические, организаторские и др.) связаны с общими способностями. Чем выше уровень развития общих способностей, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь, развитие специальных способностей при определенных условиях положительно влияет на развитие общих способностей.