Социальное управление – общественный механизм выдвижения обоснованных программ социального развития, изыскания адекватных средств решения социальных проблем
Социальное управление зависит от развитости механизма управления, иерархической организованности его подсистем, их функциональной дифференциации и стратегической интеграции.
Социальное управление состоит из ряда циклов:социальное прогнозирование – социальное проектирование – социальное планирование – социальное регулирование – итоговый результат и его адекватная оценка.
Социальное прогнозирование означает исследование возможных перспектив социального развития при существующих стартовых условиях, выявление альтернатив развития с широким использованием методов экспертных оценок и научного моделирования. Существенно также выявление возможных ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений.
Для решения конкретных социальных проблем разрабатываются отдельные социальные программы, определяются их поэтапность и механизм достижения. Идейный ориентир социального управления –идеология – система постулатов, отражающих базовые ценности данного общества.
В процессе исторического развития общества формировались различные идеологии (монархизм, клерикализм, консерватизм, либерализм, коммунизм, социал-демократизм и др.).
Прогрессивные деятели политико-философской мысли второй половины XVIII в. сформировали идеологиюлиберализма – всеобъемлющую идеологию нового времени (от лат. liberalis – касающийся свободы). Общей интеллектуальной и нравственной установкой либерализма является признание приоритета прав личности в условиях рыночного хозяйства, свободного предпринимательства и демократического устройства общества, минимизации регулирующей роли государства.Либерализм стал доминирующим типом западной социально-политической культуры, идеологией гражданского общества*.
* Творцами классического либерализма были Локк, Руссо, Вольтер, Юм, Монтескье, Дидро, Франклин, Джефферсон и др.
Основу либерализма составили следующие социально-политические и социально-психологические ценности: абсолютная ценность человеческой личности, изначальное равенство всех людей; автономия личности, ее индивидуальной воли, ограниченность ее только прямыми правовыми запретами; ее право на жизнь, свободу и собственность; верховенство закона как инструмента социального контроля; "право личности жить в соответствии с постоянным законом... и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека" (Джон Локк); защищенность частной жизни человека от государственного вмешательства; избежание произвола государственной власти путем разделения ее на три сбалансированных ветви – законодательную, исполнительную и судебную.
Идеология либерализма – идеология самодостаточности личности, ее централизации в жизнедеятельности общества, незыблемая правовая обеспеченность ее достойного социального статуса.
Доминирующими субъектами социального управления в нашем обществе пока еще остаются органы государственной власти и отдельные политические лидеры. От их управленческой и человековедческой культуры зависит социальный прогресс общества. Стиль их мышления должен соответствовать современным гуманитарным и социально-технологическим требованиям. Свежий ветер современных социальных ценностей должен выветрить затхлые коридоры традиционной бюрократии. Бюрократическая власть должна быть поставлена под строгий социальный контроль. Общество должно обязать власть овладеть современными основами социального управления. Отсталая рутинная бюрократия, не освоившая современные социальные технологии, создает разбалансированность социального пространства, она не осознает социальные приоритеты, отвергает средства социальной защиты общества, противится демократическому разрешению актуальных социальных проблем. Устаревшие механизмы социального управления требуют кардинального обновления на современной научной основе.
Наше общество страдает от сбоев в механизме реализации управленческих решений. По-прежнему обилие противоречивых и невыполнимых законов компенсируется их всеобщим игнорированием. Эффективность социального управления определяется не принятыми решениями, а его результатами. Социальное управление – это не управление людьми, а создание оптимальных условий для их жизнедеятельности.
Современное социальное управление невозможно без овладения современными социальными технологиями*.
* См.: Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире М:, 1996; Макаревич В. Н., Слепенков И. М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства М., 1994. С. 30–40.
Социальная технология – механизм социального управления, основанный на формализации объекта социального управления, вычленении строго необходимых операций и процедур для достижения положительных изменений в этом объекте. Для этого необходимо исследование структуры объекта управления, четкое вычленение его элементов, выявление закономерностей их функционирования. Технологизация социального управления предполагает расчленение процесса управления на этапы, определение системы управленческих операций внутри каждого этапа, определение поэтапности действий для получения необходимого результата.
Объектом технологичного социального управления является социальное пространство – все то, что обеспечивает непосредственную защиту интересов человека, обеспечивает его жизнедеятельность на оптимальном уровне. Социальное пространство – это поле взаимодействия общества и личности, обеспечивающее удовлетворение культурных, духовных и материальных нужд личности, реализующее демократические основы гражданского общества.
Развитие социального пространства через катаклизмы, кровавые классовые бои ушло в безвозвратное прошлое. Социальное пространство изменяется только инновационными методами: на основе системных исследований, социального моделирования, развития социальных организаций, технологического обучения, повышения деятельностной активности населения методами мотивационной стимуляции.
Возрождение России может произойти лишь на основе коренной реорганизации власти, государственного управления, слома мимикрировавшей бюрократической системы, внедрения новых социальных технологий. Для этого необходимы мощные политические силы, способные оздоровить массовое сознание, вызвать к жизни новые социальные процессы.
Гражданское общество – это общество, способное контролировать деятельность всех ветвей власти, все социальные процессы, это общество с высоким гражданским самосознанием его членов. Советский стиль мышления, укоренившийся в умах большинства наших людей, – основное препятствие на нашем пути к гражданскому обществу и правовому государству. Новое социальное содержание нельзя упаковать в старые социальные формы.
Низкий уровень управленческого процесса в нашем обществе находится в вопиющем противоречии с накопленным общемировым опытом социального управления. Наше общество должно овладеть современной доктриной социального управления. Это и должно быть нашей "национальной идеей". От экстенсивного использования национальных ресурсов мы должны перейти к использованию новых ресурсных возможностей (подобно тому, как это сделала в свое время Япония). Необходима национальная стратегия устойчивого развития, концепция поэтапного вхождения России в мировую цивилизацию. И прежде всего гражданин нового общества должен получить статус собственника. Только положение собственника мотивирует деятельностную активность человека, приносит ему подлинную свободу и вместе с ней чувство гражданской ответственности. Человек, ничего не имеющий, не несет и никакой ответственности. Преобразование отношения собственности – это не только экономическая и политическая проблема, это проблема и социально-психологическая. Необходима реанимация утраченной нами культуры собственности*. Необходимы разработка и реализация проблемы социализации капитала, формирование психологии среднего класса, создание конкурентного поля для широких масс. Не природные ресурсы определяют богатство страны, а интеллектуальная емкости используемых технологий, уровень профессиональной квалификации работников, эффективные способы социального управления, условия реализации творческого потенциала личности. Идеи монетаризма и индивидуализма, на которые уповали наши политические деятели, давно изжили себя. Стихийный рынок не может быть панацеей от всех бед. Общество социально организуется правовым государством, которое держит под своим контролем все то, что необходимо для социального развития. Правовое государство должно обеспечить личности ее право выбора и форм собственности, и форм деятельности. Только становясь разумным хозяином самому себе, индивид становится личностью. Государство должно быть гарантом равнодоступности всех граждан к самореализации. Эффективность социального управления в развитых странах связана с использованием социальных резервов производства, эффекта корпоративности.
* О культуре собственности см.: Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 61.,343.
Отношения коллективизма в рыночных условиях не только не игнорируются, но повсеместно культивируются. Развитые общества отличаются своей высокой социальной, коллективистской организованностью. Развитие мировой цивилизации идет не по пути монетаристского индивидуализма, не по пути материального расслоения членов общества, не по пути конфронтации социальных слоев общества, а по путисоциальной интеграции. Средства производства переходят в руки тех, кто их приводит в действие, людей, которые работают. Социальной базой развитых обществ является средний класс, класс средних собственников и непосредственных производителей. Благополучие среднего класса и обеспечивает социальное равновесие в обществе. И государственное управление в развитых обществах все более ориентируется на интересы среднего класса. Кризис же государственности, характерный для нынешнего положения России, главным образом связан с игнорированием насущных потребностей той массы населения, которая объективно предназначена быть средним классом. Власть же пока озабочена своими собственными интересами. Из механизма ее функционирования выхолощены такие демократические процедуры, как экспертная оценка принимаемого экономического курса, объективный анализ жизненного уровня населения и др. Общество должно подняться над государством, аппаратом чиновников и поставить их на службу своим общественным интересам. Сонм чиновников паразитирует пока на пассивности общественного сознания. Но чем дальше мы уходим от эпохи тоталитаризма, тем выше поднимает голову придавленный ею человек. И переходный период – это период постепенного исправления тех психических деформаций, которым был подвержен человек в стране за колючей проволокой.
Человек может стать подлинно свободным лишь тогда, когда базовые социальные ценности будут его личностными ценностями. Богатство человека – это его освобожденность от стихии низменных страстей, его личностное самопостроение, его духовность, противостояние всему, что унижает достоинство человека. Богатство же общества – свободно самосозидающаяся, социально ответственная личность. Три силы должны царить в обществе – власть закона, власть интеллекта и власть нравственности. Лишь на этой базе гражданское обществофункционирует как саморегулирующаяся система. Основная задача социального регулирования и состоит вохране гражданских механизмов общественной саморегуляции.