Теория и практика решения социальных проблем

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Сборник научных студенческих работ

(периодический)

Электронное издание

Орёл -2017

Теория и практика решения социальных проблем. Сборник научных студенческих работ (периодический). Электронное издание. – Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2017. – 70 с.

Редакционный совет:

Л.А. Ядвиршис, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и социального образования Брянского государственного университета;

Г.Н. Тюрикова, кандидат педагогических наук, профессор, декан социального факультета Орловского государственного университета;

О.В. Филатова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета;

Ю.Б. Тюрикова, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и общей биологии Орловского государственного университета;

И.Ю. Богатищева, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры социально-педагогического образования и деонтологии Орловского государственного университета.

Рецензенты:

Э.А. Финогеева, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогических наук Орловского государственного института искусств и культуры;

Г.Е. Котькова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

Сборник охватывает широкий спектр проблем социально-гуманитарного знания и его значения в решении проблем современного общества, в профессиональном, личностном становлении молодого специалиста. В сборник включены работы студентов и магистрантов социального факультета Орловского государственного университета.

Редколлегия поместила материалы в авторском исполнении, за точность научного и фактического характера, корректность, орфографию и стилистическое изложение текстов ответственность несут их авторы.

© ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2017

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

Головачева Л.И.

студентка магистратуры, 2 курс СР

научный руководитель:к.п.н., доцентЛ.В. Маева

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

Пребывание в длительной социальной изоляции оказывает сильное воздействие на осужденных, на их дальнейшую судьбу. За годы пребывания в учреждении, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено, осужденные теряют социальные навыки.

Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе в ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении[3, c. 405].

Уголовно-исполнительный кодекс РФ определяет социальную адаптацию осужденных как одну из основных задач исполнения уголовных наказаний (ст. 1 УИК РФ). В сложившейся системе социальной работы по подготовке осужденных к освобождению выделяется две группы мероприятий, различающихся в зависимости от места их проведения.

Первая группа – это мероприятия, проводимые непосредственно в исправительном учреждении (социальная работа и психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе).

Вторая группа включает в себя мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых [4].

Важное место в социальной работе с осужденными в системе их подготовки к освобождению занимает их психологическая подготовка, основное содержание которой направлено на активное участие осужденных в социально полезной деятельности, на строгое соблюдение правовых норм, на развитие положительных качеств личности.

Подавляющее большинство осужденных освобождается из исправительного учреждения по отбытию срока наказания, либо условно-досрочно. Они из условий лишения свободы сразу попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на психику освобожденных экстремальное воздействие. Для того чтобы облегчить осужденному переход из условий в специфической среде преступников в исправительном учреждении к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению тех вопросов, с которыми ему придется встречаться [5].

Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.

Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников исправительного учреждения по активизации таких нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и в трудовом коллективе. Она должна быть направлена на «приведение в готовность» положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, в формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – оказать помощь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности [2, c. 152].

Успешность социальной адаптации осужденных после освобождения, прямо связанна с возможностью включения освобожденного в трудовые отношения, с возможностью обучения бывшего осужденного по востребованным на рынке труда специальностям, с перспективой восстановления либо создания здоровых семейных отношений, с включением его в правопослушную социальную среду.

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности, возможно более полный учет различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирования свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого - все это позволяет проводить дифференциацию их состава с учетом вида исправительного учреждения, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после отбытия ими срока наказания [5].

В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание и выражение в рамках реформирования законодательства уголовно-исполнительной системы. Прежде всего, учитываются возрастные особенности осужденных, которые влияют на процесс социальной адаптации освобождаемых после отбытия наказания. В процессе подготовки осужденных к освобождению важное значение имеет учет их семейного положения, степени устойчивости семейных и родственных связей. При подготовке к освобождению необходимо принимать во внимание наличие у них трудового стажа[1, с. 56].

Подготовка к освобождению включает в себя:

- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;

- разъяснение освобождаемым законодательства РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения;

- разъяснение основных положений Закона РФ «О занятости населения в РФ», в т.ч. по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых Законом РФ «О занятости населения в РФ» для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;

- получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника исправительного учреждения с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

- рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.

Действенность системы трудоустройства различных групп населения, как впервые выбирающих род занятий, так и утративших работу в силу различных причин, существенно сказывается на криминологической ситуации в целом. Сказанное в полной мере относится и к лицам, нарушившим закон и отбывавшим за это наказание в местах лишения свободы [2, c. 143].

Вопросы трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, регулирует уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ведомственные нормативные акты.

Обязанность по проведению подготовительных мероприятий, связанных с трудовым и бытовым устройством освобождаемых, в исправительном учреждении возложена на сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, на начальников отрядов и других должностных лиц. При этом они тесно взаимодействуют с территориальными службами занятости населения.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, могут реализовать свое право на труд, обратившись, как и иные граждане, либо в службу занятости, либо непосредственно на предприятие, в организацию, учреждение, к другим работодателям [4].

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мероприятия, которые проводят специалисты по социальной работе в исправительных учреждениях позволят увеличить шанс осужденных к лишению свободы, освобождающихся из учреждений на успех социальной адаптации к жизни на свободе.

Использованные источники

1. Бровский П.А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: гендерный аспект – М.: 2013 г – 260 с.

2. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 240 с.

3. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Особенности психологической подготовки осужденных к освобождению//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 404-408.

4. Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению [Электронный ресурс] URL: http://www.sociologyinweb.ru/spgs-265-1.html (дата обращения: 12.11.2014)

5. Социальная адаптация к освобождению осужденных к лишению [Электронный ресурс]URL: свободы https://www.scienceforum.ru/2016/1441/16829 (дата обращения: 09.12.2015)

Долбоносова В.С.

студентка магистратуры, 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., профессор В.А. Николаев

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С.Тургенева», г. Орёл

На современном этапе одной из актуальных проблем государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения является потребность обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов. Это обусловлено тем, что с каждым годом растет число инвалидов, в том числе и детей. В связи с этим процессы социализации, адаптации и реабилитации детей в современном обществе приобретают все большую актуальность и значимость [4].

В этой связи социально-медицинское направление в общественной практике приобретает все большее значение, имея самостоятельный вектор в профессиональной деятельности. Ведущую роль в социально-медицинской работе выполняет специалист по социальной работе – куратор, который осуществляет социальную защиту детей-инвалидов, их прав и интересов, содействует в решении конкретных проблем.

Наличие у ребенка инвалидности существенно ограничивает его возможности развития и полноценного вхождения в жизнь. Однако депривация, вызванная инвалидностью, может быть ослаблена, а в некоторых случаях практически преодолена, если ребенок своевременно включен в систему специальных мероприятий, получивших название комплексная медико-социальная реабилитация.

С нашей точки зрения, медико-социальная работа — это профессиональная деятельность междисциплинарного и межведомственного характера, предполагающая оказание медико-социальной помощи детям-инвалидам, медицинский компонент которой осуществляется медицинским персоналом всех уровней профессиональной подготовки и включает все современные достижения медицины в профилактике, диагностике, лечении заболеваний и дальнейшей реабилитации человека; социальный компонент - представляет собой синтез образовательной, психологической, посреднической, юридической, экономической и бытовой помощи семье с ребенком-инвалидом.

Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи и сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов[1, 442] .

В связи с этим становится понятным, что комплексное изучение медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье ребенка, имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или социальных аспектов в проведении профилактической работы.

Цель социальной реабилитации состоит в том, чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями занять и поддержать оптимальный социальный статус, позволяющий ему быть самостоятельным субъектом жизнедеятельности, сохранять и расширять свою независимость, становясь полноправным участником социального взаимодействия [2, 95].

На практике медико-социальная реабилитация ребенка-инвалида предполагает комплекс медицинской, педагогической, психологической и иной помощи, способствующей нормализации его развития. Она связана с решением вопросов его воспитанию и обучения, образования и профессиональной подготовки, трудоустройства, жизнеобеспечения и т. п.

На базе ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям Трубчевского района» отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями была адаптирована и реализована модельная программа по внедрению института социального сопровождения участковыми специалистами по социальной работе семей с детьми-инвалидами [3,95].

Целью программы является определение сущности, содержания, целей и задач, принципов, методов и технологий работы участковой службы сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, находящихся в трудной жизненной ситуации, по ее социальной поддержке и профилактике социального неблагополучия путем оказания комплекса услуг учреждениями социального обслуживания населения.

Отметим, что модельная программа представляет собой комплекс мероприятий, рекомендуемых для внедрения службы сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов с целью предоставления комплекса социальных мер поддержки по выводу их из трудной жизненной ситуации, повышения их реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала.

Программа социального сопровождения семей детей-инвалидов разрабатывается на основе комплекса поэтапных мероприятий, которые необходимо осуществить для социальной поддержки и профилактики социального, а также качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.

Результатами реализации программы социального сопровождения являются:

· раннее выявление социального неблагополучия семей, имеющих детей-инвалидов;

· разработка и реализация индивидуальной программы социального сопровождения с участием семьи;

· установление договорных отношений при реализации индивидуальной программы сопровождения семьи;

· профилактика трудной жизненной ситуации семьи, имеющей ребенка-инвалида;

· социальная поддержка семьи, путем оказания комплекса социальных услуг, помощь в реализации ИПРА в соответствии с потребностями и особенностями инвалидности ребенка и проблем семьи;

· создание для семьи развивающей среды и проведение мероприятий, направленных на овладение семьей общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта, формирование позитивных ценностных ориентаций семьи;

· медицинская, психологическая, бытовая и юридическая поддержка семьи, вовлечение имеющихся материальных и личностных ресурсов в решение ее проблем в рамках закона и межведомственного взаимодействия;

· информирование и консультирование ребенка и семьи по основным вопросам жизнедеятельности и путям преодоления сложных жизненных ситуаций;

· сохранение физического, психологического и социального здоровья семьи, содействие ей в достижении целей и развитии ее внутренних ресурсов;

· сокращение числа семей, имеющих детей-инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Таким образом, проблема сохранения здоровья — одна из глобальных проблем современности. В настоящее время здоровье человека не сводится к его анатомическим и физиологическим характеристикам, все чаще подчеркивается весомая роль социального аспекта — физическая гармония должна подкрепляться позитивным душевным состоянием и социальным благополучием, поэтому здоровье перестало быть только заботой врачей. Предупреждение и преодоление заболеваний требует вмешательства и социальных служб.

В ходе реализации модельной программы по внедрению института социального сопровождения участковыми специалистами по социальной работе семей с детьми-инвалидами было подтверждено, что такие мероприятия положительно сказываются на морально-психологическом состоянии не только ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и семьи в целом. Так же данный комплекс мер способствует расширению круга интересов и возможностей семьи. Степень восстановления социальной активности семьи с ребенком-инвалидом и ее адаптационных ресурсов является своеобразным итогом медико-социальной работы.

Использованные источники

1. Вязьмин А.М., Санников А.Л., Варанина Ж.Л. Социально-медицинская работа. – Архангельск: СГМУ, 2008. -474 с.

2. Ерохин Ю.С. Технология социальной работы с детьми-инвалидами // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. - №10. – С. 92-99.

3. Социальное сопровождение участковыми социальными работниками семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья / Информационно-методические рекомендации. – М.: ИПК ДСЗН, 2013.

4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющий детей, в Российской Федерации за 2015 год [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/355 (дата обращения 03.04.2017).

Железкин В. В.

студент магистратуры, 2 курс СКД

научный руководитель: к.п.н., профессорВ.П. Крестьянов

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С.Тургенева», г. Орёл

Категория лиц детского и подросткового возраста является в настоящее время объектом особого внимания в силу перечня проблем социального, психологического характера, связанных с возрастными изменениями, неблагополучным психофизическим здоровьем, неадекватных межличностных взаимоотношений, конфликтного поведенческого реагирования в сложных жизненных ситуациях, вовлечения в преступную деятельность и т.д. Выделенные проблемы определяют потребность в правильной организации не только процессов воспитания и обучения, но организации досуга детей и подростков. Правильная организация досуга детско-подростковой категории лиц, с учетом современных условий, обеспечит возможность реализации мер превентивного характера, направленных на предотвращение проявлений девиантного и делинквентного поведения.

Для правильной организации досуга данной категории требуется разнообразие в подборе форм и методов работы, правильный выбор условий. В настоящее время является актуальным организация досуга в каникулярный период с использованием дворовых территорий. В культурно-досуговой деятельности в таких условиях могут использоваться рекреационные технологии со спортивно-игровыми приемами, развлечениями, праздничными мероприятиями.

Проведенные теоретические исследования позволили выделить основные категории, используемые для описания культурно-досуговой деятельности в деле профилактики правонарушений среди детей и подростков. К таким категориям следует отнести понятия, определяющие сущность и возможности социокультурной среды и приемлемые для использования с детьми и подростками (рекреация, развлечения, игра, праздничный досуг).

Рекреацию, в процессе работы с трудными детьми и подростками, следует понимать как важнейшую составляющую досуга для восстановления в творческом, культурном, духовном аспектах. Развлечение в деле профилактики правонарушений является одним из первичных условий организации досуга, особенно игровые развлечения. Это обусловлено тем, что в игре заложена возможность побед, а успех придает уверенности в собственных силах; игра расширяет систему контактов; игре присуще импровизация, инициатива и творчество. Праздничный досуг - в процессе профилактики девиантного поведения основывается не только на восприятии, но и на активном действии, связанном с различными формами самовыражения. Включает в себя позитивное отношение людей к датам, событиям, традициям.

С целью эффективной реализации ресурсов социокультурной среды в деле профилактики девиантного поведения детей и подростков нами разработан проект:«Дворовые рекреационные траектории».Цель проекта: формирование опыта общественного поведения у детей и подростков в условиях территориальной близости проживания (с использованием дворовых территорий).Задачи проекта: 1)формирование потребности в организованном времяпрепровождении у детей и подростков; 2) создание условий для восстановления и развития психофизического здоровья у детей и подростков в каникулярный период; 3) вовлечение в организацию и участие в рекреационно-спортивной деятельности с детьми и подростками родителей и представителей общественности.Формы реализации проекта:групповая, массовая.Методы работы используемые для реализации проекта:

в) методы организации деятельности - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное одобрение и порицание.

Основной вид используемой деятельности-рекреационно-спортивно-развлекательная деятельность, которая включает в себя следующее разнообразие мероприятий и их исполнителей:

1. Рекреационные занятия. Содержание мероприятий: разработка и проведение развлекательно-познавательных занятий на тематические темы о культуре, разновидностях и полезных свойствах спорта. Исполнители и соисполнители: педагоги-организаторы культурно-досуговой деятельности, педагоги физического воспитания и спорта.

2. Спортивно-развлекательные игры. Содержание мероприятий: подвижные спортивно-развлекательные игры, народные игры. Исполнители и соисполнители:педагоги-организаторы культурно-досуговой деятельности, родители.

3. Празднично-спортивные мероприятия. Содержание мероприятий: празднично-спортивные мероприятия, соревнования с участием родителей. Исполнители и соисполнители: педагоги физического воспитания и спорта, родители.

Критериальными показателями эффективности проекта являются: количественные показатели –число вовлеченных детей и подростков в организуемую деятельность; качественные показатели – отзывы о состоянии психофизического здоровья детей со стороны родителей, оценка деятельности со стороны детей и общественности.

В качестве партнеров поддержки проекта выступают: учреждения физической культуры и спорта, родители, педагоги по физическому воспитанию системы образования, организаторы культурно-досуговой деятельности, специалисты по работе с детьми и подростками, тренеры спортивных секций, фитнес-центров т.д.

Реализация такого рода проекта обеспечит достижение следующих результатов: расширение системы адекватных культурных контактов, воспитание определенных личностных качеств и новообразований, улучшение психофизического здоровья, обретение знаний правильной организации досуга, формирование навыков противостояния противоправному поведению.

Использованные источники

1. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие / Л. А. Акимова. – М.: МГУКИ , 2008. – 123 с.

2. Зотова Ю.И. Особенности организации досуга детей и подростков по месту жительства [электронный ресурс] studopedia.ru›…organizatsii-dosuga…podrostkov.html (дата обращения: 14.04.2017).

3. Суменко Л. В. Организация досуга детей и подростков в условиях кризиса семьи: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Бюро новостей, 2015. – 166 с.

Железкина М. В.

студентка магистратуры, 2 курс СКД

научный руководитель: к.п.н., доцентТ.В. Бондарева

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

Анализ теоретических источников позволил определить, что семья - это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества. Особый перечень проблем имеет молодая семья, т.е. семья с маленьким ребенком и молодыми родителями в возрасте до 35 лет. Проблемы, связанные с воспитанием ребенка и материальные проблемы, с профессиональной самореализацией и здоровьем, психологического и бытового характера. Поэтому актуальным является в работе с такой семьей, использование культурно-досуговой деятельности, потенциал которой направлен на: снижение психоэмоционального напряжения, формирование социально-активной жизненной позиции, обретение опыта конструктивного решения возникающих проблем с использованием нравственных категорий для их разрешения.

В рамках культурно-досуговой работы определяется необходимость создания благоприятной среды семейного досуга. Досуг - это часть внерабочего времени, которая используется на восстановление физических и духовных сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, посещение учреждений культуры, общение по интересам и т.д. Выделенные структурные элементы имеют совокупную сочетаемость в сфере туризма.

Туризм - это особый вид деятельности по распространению, приобщению и сохранению культурных ценностей, организации культурно-досуговой деятельности. Современный туризм можно рассматривать как средство оздоровления, просвещения, воспитания, что определяет рациональность его использования в процессе организации досуга молодой семьи. Возможность реализации культурно-досуговой деятельности с использованием семейного туризма раскрывается с применением региональных ресурсов.

Полноценное обеспечение реализации культурно-досуговых региональных ресурсов в процессе организации досуга молодой семьи должно иметь научно-обоснованный организационный характер. Для этого такой процесс должен иметь продуманное содержательное наполнение, включающее целевые установки, описание используемых направлений, методов и форм работы, планируемые результаты и др.

Анализ теоретико-прикладных исследований позволил выделить следующие координационно-организационные компоненты процесса организации культурного досуга молодой семьи в сфере туризма с использованием региональных возможностей.

1-й компонент - целевые установки - формирование способности к выстраиванию адекватных взаимоотношений в молодой семье в условиях организованного досугового времяпрепровождения.

2-й компонент - последовательные задачи, способствующие достижению цели:

1)создание условийспособствующих правильному отношению к семейному досугу (занятия: групповое общение на темы о культурном наследии региона, страны; национальных традиций, быта других народов; исторических особенностей памятников культуры);

2)организационно-правовоесопровождение экскурсионных маршрутов (совместное изучение правовой базы и документального обеспечения сферы туризма);

3)организация и проведение мероприятий контактного взаимодействия с представителями учреждений сферы досуга, туризма.

3-й компонент - формы реализации – групповая: малые группы – отдельная семья; расширенные группы – одновременная работа с несколькими семьями; большие группы – работа нескольких семенных групп с представителями сферы культуры, туризма.

4-й компонент - метод работы – беседы по обретению знаний культурного наследия; занятия по использованию знаний организации семейного культурного досуга; встречи с представителями сферы туризма.

5-й компонент - основные направления деятельности:

1) просветительно-образовательная деятельность. Включает следующий перечень и содержание мероприятий: информационно-теоретические занятия - ознакомление с актуальными проблемами современной культуры; занятия инструктивного типа – вооружение конкретными практическими навыками и умениями; занятия наглядно-демонстрационного типа - как результат собственных наблюдений; досуговое общение в процессе отдыха и развлечений.

2) организационно-творческая деятельность.Содержание мероприятий организационно-творческой деятельности может иметь следующий вид: организация специальных встреч, для обсуждения организации семейного туризма;мероприятия по использованию знаний теории и истории культурного наследия в сфере туризма.

Для реализации просветительно-образовательной и организационно-творческой деятельности определяется рациональным привлечение сотрудников культурно-досуговых центров, педагогов-организаторов культурно-досуговых мероприятий, деятелей культуры и искусства, сотрудников сферы туризма, представителей любительских объединений.

Предполагается, что таким образом планируемая и выстроенная деятельность по организации досуга молодой семьи, с использованием региональных возможностей в сфере организации туризма, будет иметь результаты, которые позволят занять молодым супругам активную позицию в правильной организации семейного досуга. Эффективность такой деятельности может выражаться вколичественных (степень вовлеченности в региональный семейный туризм) и качественных (отзывы и характеристики о результатах проведенного семейного досуга) показателях. Результаты, полученные при анализе выделенных показателей, следует учитывать для внесения коррективов в процесс организации семейного досуга, для использования иных направлений и видов культурно-досуговой деятельности.

Использованные источники

1. Болотова, М. И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.: М, 2005. - 52 с.

2. Введение в специальность (туризм): Учебное пособие / Н. А. Гулиев, Е. В. Кулагина. – Омский государственный институт сервиса, 2002. – 188 с.

3. Гаспарян, Ю. А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). – СПб.: Петрополис, 1999.

Кравцова С.Ю.

студентка магистратуры, 2 курс СР

научный руководитель: к.п.н., доцентТ.В. Бондарева

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности. Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям [2].

Существуют различные подходы к пониманию термина «медико-социальная реабилитация». Л.П. Кузнецова считает что это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию [5].

По мнению Е.И. Холостовой медико-социальная реабилитация заключается в профилактике инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания [6].

Особенно важной в реабилитационном процессе становится роль специалиста по социальной работе, который должен не только помогать семье преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни.

Понятие инвалидности как важной социальной проблемы выявляет причины инвалидности, а также нуждаемость лица в социальной защите, классификации групп инвалидов по разным основаниям (возрасту, степени трудоспособности, причинам происхождения).

В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем медико-социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов. При этом, основной акцент при решении проблем детей-инвалидов и инвалидности смещается именно в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Поэтому, на наш взгляд, смысл реабилитации заключается в комплексном многоуровневом подходе к восстановлению способностей ребенка к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, который соответствует его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Медико-социальная реабилитация включает в себя следующие ее виды: медицинскую, профессиональную, социальную, социально-средовую, профессионально-трудовую реабилитацию. Остановимся на перечисленных видах подробнее.

Медицинская реабилитация, состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, и включает в себя физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия), механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия), массаж, традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия), психотерапия, логопедическая помощь, лечебная физкультура, протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь), санаторно-курортное лечение, технические средства ре

Наши рекомендации