Психология малых групп. Динамические процессы в малой группе
Проблема малой группы является традиционной и хорошо развитой в социальной психологии. Началом послужил вопрос о взаимоотношении личности и её формировании, т. к. с первых дней жизни человек связан с малыми группами.
Этап. Изучались эффекты: 1.Эффект фацилитации – присутствие членов группы облегчает действия одного; 2.Эффект ингибации – торможение действий индивида под влиянием присутствия других членов.
Изучение взаимодействия индивидов в малой группе.
Изучение характеристик групп: структуры, типы взаимодействия в группе.
Причины рассмотрения малой группы по Ярошевскому:
Включение индивида в разные группы по виду деятельности, характеру общественных связей.
Данная проблема образовалась на стыке 2-х наук (психологии и социологии).
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, ценностей, норм (Андреева). В отечественной психологии малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в непосредственных личных контактах.
Кол-во участников 2-7. Наименьшая форма малой группы «диада» или «триада». «Верхний предел» – число Миллера 7±2 (вводившего его для обозначения оперативной памяти); может быть (практически) 10,15,20; 30-40Þ нет «жесткого верхнего предела.
Классификация малых групп:
1. Первичные (малые) – Вторичные (Кули);
2.Формальные – Неформальные (Мэйо), различия типа и характера отношений внутри группы;
3. Группы членства – Референтные группы (Хаймен, Келли).
Структура коммуникаций в группе: колесо, цепь, игрек, круг, сложный круг.
Но главная задача – изучение групповых процессовÞ понятие «групповой динамики» как совокупности динамических процессов, с помощью которых происходит развитие группы:
1.Процесс образования малых групп (феномен группового давления);
2.Процесс групповой сплоченности;
3.Лидерство и руководство;
4.Принятие групповых решений;
5.Эффективность групповой деятельности, образование коллектива.
6.Создается система предписаний относительно структуры группы, статусов, ролей, целей группы.
Изучение феноменов:
1. Групповое давление – подключение к группе нового члена. Принятие или отвержение стандартов, определяется мера подчинения индивида групповому давлению: проблема конформизма. Конформизм внешний (внешнее принятие) и внутренний. Негативизм – отрицание стандартов группы и демонстрация этого, но в основе чаще лежит привязанность к группе.
Петровский выделяет 3 типа поведения: 1.Внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное принятие мнения группы, 2.Конформность – внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3.Коллективизм – одно поведение в результате сознательной солидарности личности с целями группы.
Дойч выделяет 2 вида группового влияния: нормативное (мнение большинства) и информативное (давление меньшинства, член группы должен сам сделать выбор).
2. Формирование групповой сплоченности – полное принятие норм и целей всеми членами группы, общность людей.
Фестингер: сплоченность основывается на прочности и частоты коммуникативных связей (т.е. сумма всех сил, действующих на индивида, чтобы удержать его).
Бейвелас: сплоченность зависит от реализации и групповых целей (операциональные), и индивидуальных (символические).
Петровский(стратометрическая концепция): 3 уровня развития групповой сплоченности: 1 – развитие эмоциональных контактов, 2- формирование ценностно-ориентационного единства, 3- «ядро», все члены группы разделяют общие цели.
Парыгинразличая лидера и руководителя выделяет следующие характеристики:
Л – регуляция межличностных отношений в группе, Р – регуляция официальных отношений,
Л - в условиях микросреды, Р-в макросреде,
Л – стихийно возникает, Р – назначается или выбирается,
Л- явление нестабильное, Р-во – стабильное,
Р - имеется система санкций,
3. Руководство – процесс принятия решений опосредован множестволм обстоятельств, лидерство – непосредственные решения,
Л – малая группа, Р - … в более широкой социальной системе.
Основные теории происхождения лидерства:
1. Теория черт – человек, обладающий определенным набором личностных качеств – черт м. б. лидером.
2. Ситуационная теория лидерства: в разных ситуациях выдвигается отдельный член группы, который имеет определенные необходимые качества.
3. Системная теория лидерства: - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер-субъект управления этим процессом.
Стиль лидерства. Авторитарный, демократический, попустителький – К.Левин. Две стороны стилей: а) содержание решений и б) техника (приемы) осуществления решений.
Выделяют другие типы лидерства: Л-организатор, Л-инициатор, Л-эрудит, Л-умелец и т.д.
4. Групповое решение – групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией, при решении общей для группы задачи. Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия, которая имеет 2-е закономерности: столкновение позиций - становятся видны разные стороны проблемы, выработка групповой нормы.
Формы групповой дискуссии:
- совещание,
- «мозговая атака» (деление группы нагенераторов идей и критиков, которые выступают друг за другом),
- метод синектики – соединения разнородного (в ходе крайности отбрасываются).
Феномен сдвига риска – увеличение риска при принятии гр. решения (нежели индивидуального).
5.Показатели эффективности проведения дискуссии:
- Четко определена цель,
- Всем понятны цели, задачи группы,
- Определена процедура и время,
- Высказывание альтернативных идей о путях решения, Наличие ведущего,
- Обсуждение достоинств и недостатков предложенных решений,
- Выбор наиболее удачных,
- Резюмирование.
- Проблема удовлетворенности трудом членов группы.