Психодиагностика мотивационной сферы личности

В псих-ке мотивациивыделяют три основные группы методов: прямые, косвенные, проективные. Прямые методы м.б. представлены анкетой, интервью, прямым вопросом. Чаще эти методы изучают мотивы учебной, профессиональной и других видов д-ти.Косвенные методы представлены личностными опросниками. В опросниках предлагаются утверждения, которые касаются некоторых поведенческих характеристик. Эти характеристики прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

Популярной при изучении мотивационной сферы школьников является методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева). Цель: изучение типа отношения ученика к учебным предметам и выявление мотивов учебной деятельности. Методика состоит из 3 разделов. В 1-ом разделе школьнику предлагается назвать любимые и нелюбимые предметы. Во 2-ом требуется указать любой предмет (или выбранные выше) и отметить в бланке причины, характеризующие отношение к предмету (за что любит, за что не любит). В 3-ем разделе подчёркиваются утверждения, которые соответствуют личному отношению к учёбе. Обработка результатов ведётся по следующим критериям: 1-ый раздел выявляет предпочитаемые предметы; 2-ой – причины положительного или негативного отношения к ним; 3-ий выявляет ведущие мотивы учебной д-ти каждого ученика и класса в целом. Возможна качественная и количественная обработка данных. Количественная обработка производится с помощью таблиц и формул относительно критериев 3-го раздела, но возможны и другие варианты. Вывод о преобладающих мотивах учебной д-ти делается на основе предложенной классификации мотивов учения.

Для диагностики мотивации у старших школьников и студентовприменяется «Опросник для измерения мотивации достижения А.Мехрабиана» (модификация М.Ш. Магомед-Эминова) (ТМД). Предназначен для диагностики (двух обобщённых устойчивых мотивов личности): мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач. Оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Опросник имеет две формы: мужскую (А) и женскую (Б). К-во утверждений для мужчин: 32, для женщин: 30. Испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используя шкалу Лайкерта от +3 (полностью согласен) до -3 (полностью не согласен). Обработка данных ведётся по ключу, по 2 шкалам, в соответствии с прямыми и обратными пунктами опросника. Подсчитывается суммарный балл по каждой шкале и в целом по опроснику. На основании полученного балла определяется доминирующая мотивационная тенденция и соответственно интерпретируется.

23. Психодиагностика межличностных отношений в группе.

Межлич-ные отнош-я – субъективно переживаемые взаимосвязи м/д людьми. Их можно наблюдать в группах, диадах, коллективах, семьях. Для исслед-ия межлич-ых отнош-ий примен-ся след. методы: наблюдение, эксперимент, опрос, проективные техники, анализ продуктов деят-сти, косвенная оценка межлич-ых отнош-ий. Извест. метод изучения межлич-ых отнош-ий в группе явл. социометрия (Д. Морено). В отечест-ой психологии этот метод разрабат-ли: Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.Я. Ядов, И.П. Волков и др. В наст. время есть много вариантов социометрии, где процедура каждой зависит от возраста испытуемых и целей исследования. Н-р, социометрия в дошколь. группе может проводиться в виде игры. Со сред-го школь-го возраста возможен социометрич-ий эксперимент, основанный на ранжировании сверстников. Осн. особен-ти социометрич-ой процедуры: - 1. Исслед-ель опред-ет колич-во выборов, кот-ые будет совершать испытуемый. 2. Опред-тся критерии эксперимента (положит-ые и отрицат-ые). 3. Выбирается форма проведения опыта. 4. Опред-ся колич-во экспериментов. 5. Опред-ся вид опроса. 6. Обработка данных эксперимента.

Строится социоматрица. В ней указыв-ся имена участников эксперимента, число полученных ими выборов, взаимных выборов, положит-е и отрицат-ые выборы.

Опросник «Опред-ие индекса групп-ой сплочённости» (К. Сишор). Содержит 5 пунктов с разным колич-ом вариантов ответов. Выбир-ся 1 из предложенных. Диапазон индивид-ых значений: 5–19. Индивид-ые баллы суммир-ся, опред-ся среднее значение по группе. На осн-ии полученного балла делается вывод об ур-не групп-ой сплоченности.

Опросник «Изучение психологической атмосферы» (А.Ф. Фидлер). Содержит 10 пар слов с противополож-ми значен-ми м/д кот-ми расположена шкала от 1 до 8. Диапазон индивид-ых показателей от 10 до 80. Привлекательным считается меньшее колич-во баллов.

24. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА(ТИ)– гр. диагно-их средств, кот. оценивают уровень развития мышления челА и др. когнитивные процессы (память, внимание, воображение, речь, восприятие) (Сыромятников). 1 ТИ создал Ф.Гальтон. Прообразом сов-ных ТИ явл. «Шкала умственного развития Бине-Симона». Полученные данные изначально выражались в виде коэффициента интел-та(КИ) (IQ-коэффициент интеллекта Штерн 1912)Формула КИ - IQ = ум.в. : хр.в. х 100. Впервые КИ использован Л.М.Терменом. По мере развития ТИ понятие «КИ» был заменён «стандартный IQ –показатель- в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

По характеру стимульного материала выделяют вербальные и невербальные ТИ. Пример вербального ТИ – «Методика Э.Ф. Замбицявичене по изучению словесно-логического мышления и определению уровня умственного развития детей 7-9 лет. Для учеников 2-4 классов. 4 субтеста(1навыки дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и понятий, 2уровень сформированности операций обобщения, абстрагирования,3задания на умозаключения по аналогии4развитие операции обобщения. Ответ испытуемого оценивается по стандартной таблице. Макс. б. – 100. На основе полученного б. делается вывод .Пример невербального ТИ: тест «Прогрессивные матрицы Равена» (Л.Пенроуз, Дж.Равен) - измерение логичности мышления и уровня интел-но развития. 60 матриц с пропущенным элементом. Матрицы распределены по сериям: A, B, C, D, E. Чёрно-белый и цветной вариант теста. Диапазон от дошкольного до взрослого воз-та. А принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. В по принципу аналогии между парами фигур. С по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице.Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Испыт-й выбирает недостающий элемент из 6-8 предложенных, соотносит его с основной матрицей. Обработка. Верное решение - 1 б. Подсчитывается сумма б. по каждой серии и по тесту в целом. Полученные б могут переводиться в % выполнения задания, Первичные оценки по таблицам, в соответствии с возр-ми нормами, переводятся в стандартный IQ–показатель, кот. соотносится с уровнем развития интеллекта. Тест м.б. ограничен или не ограничен во времени, м.б. индивидуальным и групповым. По форме – индив-ые и гру-ые ТИ. Индиви-ый ТИ: «Шкалы измерения И Д.Векслера». - измерение уровня интел-ого развития. Шкалы WAIS, WAIS-R (от 16 - 64 лет). 11 субтестов, сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. детский вариант имеет доп. субтест «Лабиринты» (12 субтестов). Существуют сокра-ые варианты шкал Векслера. Задания в субтестах расположены в порядке возрастания их трудности. Обработка данных оцениваются от 1 до 2б. Подс-ются первичные оценки по вербальной и невербальной шкалам, по тесту в целом. Интегральная оценка за все 12 субтестов по спец. возрастным таблицам вычисляет общий интелл-ый показатель. В целом по тесту получается 15 показателей: ВИП, НИП, ОИП и 12 показателей по каждому субтесту. Групповой ТИ: «Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра»Изначально тест разрабатывался для диагностирования общих способностей в связи с проблемами профессиональной ПД. Сегодня используется для диагностики уровня И. В тест вкл. задания на диагностику след. компонентов И: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. 9 субтестов, каждый направлен на измерение различных функций И. Тест 2 формы (А и Б). Общее время выполнения теста-90 минут. Правильно - 1 б(по ключу) (субтест 4 обрабатывается отдельно). Подсчитываются б. по каждому субтесту. Сумма первичных б. переводится по шкале в общую оценку уровня И. Созд-ся график. Выявляются способности к практической дея-ти и способности к теорет-им дисциплинам. У нас используется для 8-11-х классов. Адаптация теста: А.А. Туник.

Наши рекомендации