Социализация. Институты социализации и развитие личности

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[

Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Главными социальными институтами являются:

Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям[7]. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем[8]. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя сводморальных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозную общину)[1].

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализи­рующие оттенки).

2. Система образования (от детских дошкольных учреждений ...
до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).

3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы мате­риального производства, обслуживания, управления, силовых струк-тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и дело­вого общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).

4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, ис­кусство, массовая культура, средства массовой информации).

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усво­ивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудо­вом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами пози­тивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоня­ются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.

Наши рекомендации