ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ. Компетенция № 1
Компетенция № 1. Уметь разрешать различные педагогические ситуации с учетом инди-видуальности и психологии личности
Задание 1.1
Заполните пропущенные слова в данных предложениях, выбрав необходимое слово из находящихся в скобках:
А) Фрейд полагал, что «источники возбуждения, находящиеся во внешней среде, … важны для динамики личности, чем инстинкты» (более; менее, более или менее);
Б) воспринимается только то, для чего есть …, все остальное игнорируется (чувства; схемы, желание);
В) С.Л. Рубинштейн определил психические свойства как способность индивида отвечать на воздействия закономерно определенными психическими … (деятельностями; реакциями; возбуж-дениями; мотивами);
Г) одно из свойств личности, а именно …, было открыто С.Л. Рубинштейном (направлен-ность; характер; способности; темперамент);
Д) фрейдова теория мотивации основана на допущении, что инстинкты – это … источники человеческого поведения (сильные; слабые; единственные);
Е) ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной … человека (социальности; греховности, агрессивности);
Ж) в теории личности Адлера фундаментальным законом человеческой жизни, главным мотивом активности названо стремление к … (власти, совершенству, смерти);
З) согласно теории Юнга, индивидуальное бессознательное содержит в себе множество … (архетипов; комплексов; теней);
И) в теории Юнга считается, что цель …– произвести определенное впечатление на других, и она часто скрывает истинную природу человека (персоны; тени; самости);
К) согласно Фромму, понимание человеческой души должно основываться на анализе челове-ческих …, вырастающих из условий существования (потребностей; страданий; качеств);
Л) в конгитивной психологии выделили … личность, которая отличается малой специа-лизацией отдельных функций, невыраженным чувством собственного отличия от окружения (глобальную; гетерогенную; монотонную).
Задание 1.2
Фрейду принадлежит выражение «Ребенок – отец взрослого». Какой смысл содержится в нем?
___________________
_____________________
Задание 1.3
Юнг утверждал, что личность взаимодействует с миром «здесь и сейчас», а не зависит только от прошлого. Что хотел подчеркнуть Юнг этими словами, имея в виду, что часто утверждают нечто иное, например, «Если бы у меня не было прошлой жизни, не было бы и настоящей». Или: «Наша способность понимать настоящее или повелевать будущим окажется недостаточно глубокой, ибо прошлое никогда нас не покидает, а будущее уже с нами»:
__________
__________
__________
__________
__________
Задание 1.4
Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений». Из чего исходил этот психолог?
__________
__________
__________
__________
__________
Задание 1.5
Скиннер как- то заметил, что аптеки подвергаются хулиганским выходкам гораздо реже, чем школы… Какова, на Ваш взгляд, аргументация Скиннера? Иллюстрацией какого теоретического положения данного автора является это наблюдение?
__________
__________
__________
__________
Компетенция № 2. Знать подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии
Задание 2.1
Классификация личностей Лазурского включает три уровня, на каждом из которых расположены соответствующие типы. Определите, к каким уровням относятся следующие типы, соединив стрелками надлежащие ячейки:
Психический уровень | Тип личности |
Высший | Альтруистический; познавательный; эстетический; религиоз-ный; общественно-государственный; внешнедеятельностный (инициативный); тип, связанный с организацией (системой); властный |
Низший | Теоретик-идеалист (ученый, художник, религиозный созер-цатель); практик-реалист (человеколюбец, общественник, властный, хозяйственный) |
Средний | Рассудочный; аффективный; активный |
Задание 2.2
Фрейд различал три вида тревоги: реальную, невротическую и моральную, Найдите их определения, соединив стрелками соответствующие ячейки:
Вид тревоги | Определение, признак |
Моральная | Страх перед действительными опасностями внешнего мира |
Реальная | Страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание |
Невротическая | Страх совести; чувство вины, которое испытывают Лию, совершая нечто противное кодексу чести |
9. Концепция самоэффективности А. Бандуры позволяет прогнозировать поведение, учитывая соотношение параметров самоэффективности и внешних условий. Впишите в соответствующие клетки таблицы вероятные варианты поведения:
Внешние условия | Самоэффективность | |
низкая | высокая | |
Благоприятные | Вероятен успешный результат | |
Неблагоприятные |
ГЛОССАРИЙ
№п/п | Новое понятие | Содержание |
Адлер Альфред (1870–1937) | австрийский психолог, врач, социолог, психиатр; основатель оригинального направления глубинной психологии – индивидуальной психологии | |
Архетип | компонент коллективного бессознательного; первичный образ или универсальная мыслительная форма (идея), содержащая эмоциональный элемент; архетип создает образы или видения, соответствующие некоторым аспектам осознаваемой ситуации. | |
Виткин Герман (1916–1979) | американский психолог; вместе с Р.В. Гарднером и Дж. Каганом считается основателем направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля | |
Деятельностный подход к личности | теория личности А.Н. Леонтьева, исходящая из примата деятельности, согласно которой деятельность порождает личность, является "основанием личности" | |
Животная природа (по Э. Фромму) | биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания | |
Защитные механизмы Эго | чрезвычайные меры, которые принимает Эго, чтобы снизить невыносимое давление тревоги | |
Ид (Оно) | одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в теории личности; примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует "Я" на пути развития психики | |
Идеал | представление человека о том, каким бы он хотел быть, мотивирующее его саморазвитие | |
Идентификация | а) механизм взаимодействия Эго и Ид; это сопоставление внутреннего образа и физической реальности, в результате чего энергия субъективных психических процессов Ид переводится в объективные, логические процессы Эго; б) механизм развития личности, представляющий собой принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности | |
Идентификация как механизм развития личности | принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности | |
Индивид | в теории А.Н. Леонтьева человек, как природное существо, обладающее физической конституцией, типом нервной систе-мы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности. | |
Индивидуальное бессознательное | сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы, а также не достигшие уровня сознания из-за своей слабости | |
Интерес (по Рубинштейну) | сосредоточенность познавательных и эмоциональных про-цессов на определенном предмете, стремление ближе озна-комиться с ним, не упускать его из поля зрения; один из трех источников мотивов | |
Когнитивный стиль | устойчивые индивидуальные различия в способах организации и переработки информации и приобретаемого опыта; критерии предпочтения, используемые при построении личностью своего образа мира | |
№п/п | Новое понятие | Содержание |
Коллективное бессознательное | в теории Юнга часть личности – совокупность унаследованных скрытых воспоминаний, включающих историю людей и опыт животных предков; в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума | |
Компенсация | замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление освободиться от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображенными недостатками, путем их преодоления | |
Комплекс неполноценности | (термин А. Адлера) преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности | |
Комплекс превосходства | склонность преувеличивать свои физические, интеллектуальные и социальные способности, преодолевая таким путем постоянное чувство неполноценности | |
Комплекс | элемент индивидуального бессознательного, представляющий собой группу чувств, мыслей, образов, воспоминаний; имеет ядро, которое притягивает различные переживания; комплексы – это частичные или фрагментарные личности | |
Конструктивный альтернативизм | понятие Келли, согласно которому ни одна точка зрения или интерпретация событий не является единственно верной, поскольку никто не может иметь доступа к реальности или истине, не сконструировав их каким-то образом | |
Конструкты | способы восприятия и понимания реальности, организации опыта в соответствии с правилом подобия и отличия; то, "чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта" | |
Лазурский Александр Федорович (1874–1917) | основоположник отечественной индивидуальной психологии | |
Личностный принцип | идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности | |
Личностный смысл | жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий; в единстве с "чувственной тканью" и "значениями" образует структуру сознания | |
Механизм выборочного включения | термин А. Бандуры, означающий запуск саморегуляции поведения в зависимости от толкования ситуации; само-регуляция действует только, когда включена | |
Механизм отключения внутреннего контроля | набор приемов, позволяющих нарушать общественные нормы, сохраняя при этом внутренние моральные стандарты | |
Основные параметры личности | базовые измерения личности: а) широта связей человека с миром, б) степень иерархии этих связей (деятельностей), в) структура связей (тип строения личности). | |
Персона | публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом | |
Подкрепление | любой стимул, который следует за действием и повышает вероятность его появления в будущем | |
Психические свойства (по Рубинштейну) | способность индивида на определенные объективные воздей-ствия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями | |
№п/п | Новое понятие | Содержание |
Психическое содержание личности | определенное соотношение эндо- и экзопсихики, при соот-ветствии которых черты личности сливаются в один цельный и устойчивый психосоциальный комплекс (термин А.Ф. Лазур-ского) | |
Реципрокный детерминизм | теория А. Бандуры, согласно которой психологическое функ-ционирование представляется непрерывным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерми-нантами | |
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) | российский психолог и философ, член-корреспондент АН СССР | |
Самоактуализация | полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосре-доточением и погруженностью в жизнь; это момент, когда “Я” реализует свои потенциальные способности, а также осущест-вляет выбор, предоставляющий возможности роста, и вообще, выбор того, что органично подходит к собственной сущности; это принятие на себя ответственности за себя самого, включая слабости и различные защиты с тем, чтобы преодолеть их | |
Самоэффективность | убеждения человека относительно его способности управлять событиями, осознание своего умения выстраивать поведение, соответствующее задаче, справляться с обстоятельствами | |
Система "Я" | набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения | |
Скиннер Беррес Фредерик (1904–1990) | американский психолог, наиболее известный представитель современного бихевиоризма | |
Социальный интерес | врожденное стремление человека к сотрудничеству для достижения общих целей | |
Социальный характер (по Фромму) | ядро структуры характера, свойственное большинству пред-ставителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает людей друг от друга | |
Степень иерархии деятельностей (по Леонтьеву) | один из трех параметров личности, большая или меньшая выраженность соподчиненности деятельностей или мотивов человека | |
Стиль жизни | уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума; личная философия, характерные верования и взгляды на жизнь, служащие стержнем личности | |
Стремление к совершенству в теории Адлера | фундаментальный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности | |
Суперэго (Сверх-Я) | третья инстанция личности, которая образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов; ответ-ственна за нравственное сознание, самонаблюдение и форми-рование идеалов | |
Схема | активная организация (структура) прошлого опыта, которая нацелена на поиск и отбор информации; восприятие строится на использовании схем: воспринимается только то, для чего есть схемы, все остальное игнорируется | |
Тип строения личности | один из трех параметров личности, устойчивая конфигурация главных иерархически соподчиненных мотивационных линий (мотивов) | |
Фромм Эрих (1900-1980) | немецко-американский психолог, неофрейдист, один из представителей психодинамического (глубинного) направления | |
№п/п | Новое понятие | Содержание |
Фундаментальный постулат психологии личных конструктов | основное положение теории личности Келли, согласно которому деятельность психологически направляется в соответствии с тем, как человек предвосхищает события; личностные процессы направляются конструктами, которые служат средствами предвидения событий | |
Человеческая природа (по Фромму) | качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции людей | |
Чувство неполноценности | результат переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода, беспомощности в раннем детстве | |
Эго (Я) | совокупность познавательных процессов, соотносимых с реальностью, а также определенных защитных механизмов | |
Экзопсихика | отношение человека к окружающей действительности (к природе, материальным предметам, к людям, социальным группам, духовным благам), а также к самому себе; экзопсихика складывается, формируется на основе эндопсихики при взаимодействии с социальной средой | |
Эндопсихика | комплекс, включающий психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, эмоции, способность к волевому усилию), а также характер и темперамент личности; психо-физиологическая основа, ядро личности | |
Юнг Карл Густав (1875–1961) | швейцарский психиатр, основоположник одного из направ-лений глубинной психологии, аналитической психологии |
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
53 – приведенных понятия;
2 – дифференциальные компетенции.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ЮНИТА 2
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова
Корректор Г. Б. Казьмина
Оператор компьютерной верстки В.Г. Буцкая
_______________
НАЧОУ ВПО «Современная Гуманитарная Академия»
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.