ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ. Компетенция № 1

Компетенция № 1. Уметь разрешать различные педагогические ситуации с учетом инди-видуальности и психологии личности

Задание 1.1

Заполните пропущенные слова в данных предложениях, выбрав необходимое слово из находящихся в скобках:

А) Фрейд полагал, что «источники возбуждения, находящиеся во внешней среде, … важны для динамики личности, чем инстинкты» (более; менее, более или менее);

Б) воспринимается только то, для чего есть …, все остальное игнорируется (чувства; схемы, желание);

В) С.Л. Рубинштейн определил психические свойства как способность индивида отвечать на воздействия закономерно определенными психическими … (деятельностями; реакциями; возбуж-дениями; мотивами);

Г) одно из свойств личности, а именно …, было открыто С.Л. Рубинштейном (направлен-ность; характер; способности; темперамент);

Д) фрейдова теория мотивации основана на допущении, что инстинкты – это … источники человеческого поведения (сильные; слабые; единственные);

Е) ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной … человека (социальности; греховности, агрессивности);

Ж) в теории личности Адлера фундаментальным законом человеческой жизни, главным мотивом активности названо стремление к … (власти, совершенству, смерти);

З) согласно теории Юнга, индивидуальное бессознательное содержит в себе множество … (архетипов; комплексов; теней);

И) в теории Юнга считается, что цель …– произвести определенное впечатление на других, и она часто скрывает истинную природу человека (персоны; тени; самости);

К) согласно Фромму, понимание человеческой души должно основываться на анализе челове-ческих …, вырастающих из условий существования (потребностей; страданий; качеств);

Л) в конгитивной психологии выделили … личность, которая отличается малой специа-лизацией отдельных функций, невыраженным чувством собственного отличия от окружения (глобальную; гетерогенную; монотонную).

Задание 1.2

Фрейду принадлежит выражение «Ребенок – отец взрослого». Какой смысл содержится в нем?

___________________

_____________________

Задание 1.3

Юнг утверждал, что личность взаимодействует с миром «здесь и сейчас», а не зависит только от прошлого. Что хотел подчеркнуть Юнг этими словами, имея в виду, что часто утверждают нечто иное, например, «Если бы у меня не было прошлой жизни, не было бы и настоящей». Или: «Наша способность понимать настоящее или повелевать будущим окажется недостаточно глубокой, ибо прошлое никогда нас не покидает, а будущее уже с нами»:

__________

__________

__________

__________

__________

Задание 1.4

Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений». Из чего исходил этот психолог?

__________

__________

__________

__________

__________

Задание 1.5

Скиннер как- то заметил, что аптеки подвергаются хулиганским выходкам гораздо реже, чем школы… Какова, на Ваш взгляд, аргументация Скиннера? Иллюстрацией какого теоретического положения данного автора является это наблюдение?

__________

__________

__________

__________

Компетенция № 2. Знать подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии

Задание 2.1

Классификация личностей Лазурского включает три уровня, на каждом из которых расположены соответствующие типы. Определите, к каким уровням относятся следующие типы, соединив стрелками надлежащие ячейки:

Психический уровень Тип личности
Высший Альтруистический; познавательный; эстетический; религиоз-ный; общественно-государственный; внешнедеятельностный (инициативный); тип, связанный с организацией (системой); властный
Низший Теоретик-идеалист (ученый, художник, религиозный созер-цатель); практик-реалист (человеколюбец, общественник, властный, хозяйственный)
Средний   Рассудочный; аффективный; активный

Задание 2.2

Фрейд различал три вида тревоги: реальную, невротическую и моральную, Найдите их определения, соединив стрелками соответствующие ячейки:

Вид тревоги Определение, признак
Моральная   Страх перед действительными опасностями внешнего мира
Реальная Страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание
Невротическая Страх совести; чувство вины, которое испытывают Лию, совершая нечто противное кодексу чести

9. Концепция самоэффективности А. Бандуры позволяет прогнозировать поведение, учитывая соотношение параметров самоэффективности и внешних условий. Впишите в соответствующие клетки таблицы вероятные варианты поведения:

Внешние условия Самоэффективность
низкая высокая
Благоприятные     Вероятен успешный результат
Неблагоприятные      

ГЛОССАРИЙ

№п/п Новое понятие Содержание
Адлер Альфред (1870–1937) австрийский психолог, врач, социолог, психиатр; основатель оригинального направления глубинной психологии – индивидуальной психологии
Архетип компонент коллективного бессознательного; первичный образ или универсальная мыслительная форма (идея), содержащая эмоциональный элемент; архетип создает образы или видения, соответствующие некоторым аспектам осознаваемой ситуации.
Виткин Герман (1916–1979) американский психолог; вместе с Р.В. Гарднером и Дж. Каганом считается основателем направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля
Деятельностный подход к личности теория личности А.Н. Леонтьева, исходящая из примата деятельности, согласно которой деятельность порождает личность, является "основанием личности"
Животная природа (по Э. Фромму) биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания
Защитные механизмы Эго чрезвычайные меры, которые принимает Эго, чтобы снизить невыносимое давление тревоги
Ид (Оно) одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в теории личности; примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует "Я" на пути развития психики
Идеал представление человека о том, каким бы он хотел быть, мотивирующее его саморазвитие
Идентификация а) механизм взаимодействия Эго и Ид; это сопоставление внутреннего образа и физической реальности, в результате чего энергия субъективных психических процессов Ид переводится в объективные, логические процессы Эго; б) механизм развития личности, представляющий собой принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности
Идентификация как механизм развития личности принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности
Индивид в теории А.Н. Леонтьева человек, как природное существо, обладающее физической конституцией, типом нервной систе-мы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности.
Индивидуальное бессознательное сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы, а также не достигшие уровня сознания из-за своей слабости
Интерес (по Рубинштейну) сосредоточенность познавательных и эмоциональных про-цессов на определенном предмете, стремление ближе озна-комиться с ним, не упускать его из поля зрения; один из трех источников мотивов
Когнитивный стиль устойчивые индивидуальные различия в способах организации и переработки информации и приобретаемого опыта; критерии предпочтения, используемые при построении личностью своего образа мира
№п/п Новое понятие Содержание
Коллективное бессознательное в теории Юнга часть личности – совокупность унаследованных скрытых воспоминаний, включающих историю людей и опыт животных предков; в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума
Компенсация замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление освободиться от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображенными недостатками, путем их преодоления
Комплекс неполноценности (термин А. Адлера) преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности
Комплекс превосходства склонность преувеличивать свои физические, интеллектуальные и социальные способности, преодолевая таким путем постоянное чувство неполноценности
Комплекс элемент индивидуального бессознательного, представляющий собой группу чувств, мыслей, образов, воспоминаний; имеет ядро, которое притягивает различные переживания; комплексы – это частичные или фрагментарные личности
Конструктивный альтернативизм понятие Келли, согласно которому ни одна точка зрения или интерпретация событий не является единственно верной, поскольку никто не может иметь доступа к реальности или истине, не сконструировав их каким-то образом
Конструкты способы восприятия и понимания реальности, организации опыта в соответствии с правилом подобия и отличия; то, "чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта"
Лазурский Александр Федорович (1874–1917) основоположник отечественной индивидуальной психологии
Личностный принцип идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности
Личностный смысл жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий; в единстве с "чувственной тканью" и "значениями" образует структуру сознания
Механизм выборочного включения термин А. Бандуры, означающий запуск саморегуляции поведения в зависимости от толкования ситуации; само-регуляция действует только, когда включена
Механизм отключения внутреннего контроля набор приемов, позволяющих нарушать общественные нормы, сохраняя при этом внутренние моральные стандарты
Основные параметры личности базовые измерения личности: а) широта связей человека с миром, б) степень иерархии этих связей (деятельностей), в) структура связей (тип строения личности).
Персона публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом
Подкрепление любой стимул, который следует за действием и повышает вероятность его появления в будущем
Психические свойства (по Рубинштейну) способность индивида на определенные объективные воздей-ствия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями
№п/п Новое понятие Содержание
Психическое содержание личности определенное соотношение эндо- и экзопсихики, при соот-ветствии которых черты личности сливаются в один цельный и устойчивый психосоциальный комплекс (термин А.Ф. Лазур-ского)
Реципрокный детерминизм теория А. Бандуры, согласно которой психологическое функ-ционирование представляется непрерывным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерми-нантами
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) российский психолог и философ, член-корреспондент АН СССР
Самоактуализация полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосре-доточением и погруженностью в жизнь; это момент, когда “Я” реализует свои потенциальные способности, а также осущест-вляет выбор, предоставляющий возможности роста, и вообще, выбор того, что органично подходит к собственной сущности; это принятие на себя ответственности за себя самого, включая слабости и различные защиты с тем, чтобы преодолеть их
Самоэффективность убеждения человека относительно его способности управлять событиями, осознание своего умения выстраивать поведение, соответствующее задаче, справляться с обстоятельствами
Система "Я" набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения
Скиннер Беррес Фредерик (1904–1990) американский психолог, наиболее известный представитель современного бихевиоризма
Социальный интерес врожденное стремление человека к сотрудничеству для достижения общих целей
Социальный характер (по Фромму) ядро структуры характера, свойственное большинству пред-ставителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает людей друг от друга
Степень иерархии деятельностей (по Леонтьеву) один из трех параметров личности, большая или меньшая выраженность соподчиненности деятельностей или мотивов человека
Стиль жизни уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума; личная философия, характерные верования и взгляды на жизнь, служащие стержнем личности
Стремление к совершенству в теории Адлера фундаментальный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности
Суперэго (Сверх-Я) третья инстанция личности, которая образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов; ответ-ственна за нравственное сознание, самонаблюдение и форми-рование идеалов
Схема активная организация (структура) прошлого опыта, которая нацелена на поиск и отбор информации; восприятие строится на использовании схем: воспринимается только то, для чего есть схемы, все остальное игнорируется
Тип строения личности один из трех параметров личности, устойчивая конфигурация главных иерархически соподчиненных мотивационных линий (мотивов)
Фромм Эрих (1900-1980) немецко-американский психолог, неофрейдист, один из представителей психодинамического (глубинного) направления
№п/п Новое понятие Содержание
Фундаментальный постулат психологии личных конструктов основное положение теории личности Келли, согласно которому деятельность психологически направляется в соответствии с тем, как человек предвосхищает события; личностные процессы направляются конструктами, которые служат средствами предвидения событий
Человеческая природа (по Фромму) качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции людей
Чувство неполноценности результат переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода, беспомощности в раннем детстве
Эго (Я) совокупность познавательных процессов, соотносимых с реальностью, а также определенных защитных механизмов
Экзопсихика отношение человека к окружающей действительности (к природе, материальным предметам, к людям, социальным группам, духовным благам), а также к самому себе; экзопсихика складывается, формируется на основе эндопсихики при взаимодействии с социальной средой
Эндопсихика комплекс, включающий психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, эмоции, способность к волевому усилию), а также характер и темперамент личности; психо-физиологическая основа, ядро личности
Юнг Карл Густав (1875–1961) швейцарский психиатр, основоположник одного из направ-лений глубинной психологии, аналитической психологии

Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:

53 – приведенных понятия;

2 – дифференциальные компетенции.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ЮНИТА 2

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова

Корректор Г. Б. Казьмина

Оператор компьютерной верстки В.Г. Буцкая

_______________

НАЧОУ ВПО «Современная Гуманитарная Академия»

*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

Наши рекомендации