Мышление и решение задач

1) Проблемная ситуация и задача.Мышление имеет целена­правленный характер. Необходимость в мышлении возникает тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые об­стоятельства и условия деятельности. (Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвест­ным заболеванием и пытается найти и использовать новые ме­тоды его лечения.) Мышление необ­ходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недо­статочны для их достижения. Такие ситу­ации называются проблемными. С помощью умственной де­ятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается открыть новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление — это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами дейс­твия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает, и поэтому мышление попросту не требуется. Далеко не всякая ситуация в жизни является проблем­ной, т. е. вызывающей мышление.

Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проб­лемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек на­толкнулся — часто совсем неожиданно — на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее и т. д. Например, летчик ведет само­лет и вдруг начинает замечать какой-то посторонний, неясный шум в моторе. Сразу же в деятельность летчика включается мышление, необходимое для того, чтобы раскрыть смысл слу­чившегося. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Мыслительная задача — это ситуация, требующая от субъекта действия, направленного на нахождение неизвестного на основе имеющегося.

О.К. Тихомиров определяет задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения».

Задача появляется из про­блемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация — это довольно смутное, еще не очень яс­ное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». Например, летчик начинает заме­чать, что с мотором происходит нечто непонятное, однако он пока не уяснил, что именно происходит, в какой части мотора, по какой причине, и тем более летчик еще не знает, какие дейс­твия надо предпринять, чтобы избежать возможной опасности. В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало про­цесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблем­ной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулирует­ся задача, проблема в собственном смысле слова.

Возникновение задачи, в отличие от проблемной ситуации, означает, что теперь удалось хотя бы предварительно расчленить данное (известное) и искомое (неизвест­ное). Это расчленение выступает в словесной формулировке за­дачи. Например, в учебной задаче более или менее четко фик­сированы ее исходные условия (что дано, что известно) и тре­бование, вопрос (что требуется доказать, найти, определить, вычислить). Исходная, начальная формулировка зада­чи лишь в самой минимальной степени и совсем приблизитель­но определяет искомое. По ходу решения задачи, т. е. по мере выявления все новых и все более существенных ее условий и требований, все в большей степени определяется искомое. Его характеристики становятся все более содержательными и чет­кими. Окончательное решение задачи означает, что искомое найдено. Если бы неиз­вестное целиком и полностью было определено уже в началь­ной формулировке задачи, т. е. в формулировке ее исходных ус­ловий и требований, то не было бы никакой необходимости его искать, не возникло бы никакой задачи, требующей мышления для ее решения. И на­оборот, если бы не было первоначальной формулировки зада­чи, намечающей, в какой области надо искать неизвестное, т. е. в минимальной степени предвосхищающей искомое, то тогда это последнее было бы просто невозможно найти. Не оказа­лось бы никаких предварительных данных, зацепок и наметок для его поисков. Проблемная ситуация (в народных сказках: «Пойди туда, сам не знаю куда, найди то, сам не знаю что») не порождала бы ничего, кроме мучительного чувства недоуме­ния и растерянности.

2) Детерминация мышления как процесс. Входе решения задачи особенно отчетливо выступает мышление как процесс. По ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвест­ные ему условия и требования задачи, которые причинно обус­ловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсо­лютно готовое и уже законченное, она образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, т. е. высту­пает в виде процесса. В исходных условиях процесса заранее не запрограммировано — все целиком и полностью — его дальней­шее протекание; по ходу решения задачи непрерывно возника­ют и развиваются новые условия его осуществления. Посколь­ку заранее всего полностью нельзя запрограммировать, по ме­ре протекания мыслительного процесса необходимы постоян­ные коррекции, уточнения (как ответ на новые условия, которые изначально невозможно предвосхитить).

Нахождение решения задачи часто описывают как внезап­ное, неожиданное, мгновенное открытие, озарение и т. д. Этот факт обозначают также как догадку, эвристику и т. д. Так фик­сируется результат, продукт мышления, но задача психо­логии — это раскрытие внутреннего мыслительного процесса, приводящего к результату. Чтобы вскрыть причинную обуслов­ленность этого как бы внезапно наступающего инсайта, т. е. мгновенного нахождения неизвестного (искомого), надо пре­жде всего учесть, что по ходу решения задачи всегда осущест­вляется хотя бы минимальное, совсем незначительное и внача­ле очень приблизительное мысленное предвосхищение неиз­вестного. Благодаря такому предвосхищению удается перебро­сить мостик от известного к неизвестному.

Мышление никогда не работает по способу слепого, случай­ного, механического перебора всех или некоторых возможных вариантов решения. По ходу мышления хотя бы в минималь­ной степени предвосхищается, какой именно признак рассмат­риваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обоб­щен. В этом проявляется направленность, избирательность, детерминированность мыш­ления.

К познанию предмета в его новых, пока еще неизвестных свойствах нужно идти прежде всего через познание тех отноше­ний и взаимосвязей, в которых эти свойства проявляются. По­этому важнейший механизм мыслительного процесса заключа­ется в следующем: в процессе мышления объект включается во все новые связи и отношения и благодаря этому выступает во все новых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых по­нятиях; из объекта таким образом как бы вычерпывается все но­вое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Напри­мер, прямая, определенная в исходных условиях задачи как биссектриса данного угла, выступает в ходе решения задачи как медиана и высота, затем — как секущая при двух параллель­ных прямых и т. д., т. е. эта прямая выступает все в новых свойс­твах и качествах.

Указанный механизм мышления называется анализом через синтез, поскольку выделение (анализ) новых свойств в объекте совершается через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими предметами, т. е. через включение его в новые связи с другими предметами. Лишь по мере того, как люди раскрыва­ют систему связей и отношений, в которых находится анализи­руемый объект, они начинают замечать, открывать и анализи­ровать новые, еще неизвестные признаки этого объекта. И на­оборот, пока человек не начнет сам раскрывать систему таких связей, он не обратит никакого внимания на новое и нужное для решения свойство, даже если это свойство подсказать пу­тем прямого указания.

Этапы процесса мышления:

- постановка проблемы,

- анализ условий,

- выдвижение гипотезы,

- функциональное решение,

- конкретное решение,

- проверка)

Наши рекомендации