Мышление как деятельность и решение мыслительных задач

Решение мыслительной задачи обычно проходит четы­ре этапа: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения, принятие решения и его проверка.

В активный мыслительный процесс личность вовлека­ется в результате появления той или иной проблемной ситуации.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда в процес­се деятельности человек сталкивается с чем-то неизвест­ным, непонятным. Вслед за смутным, малоосознанным впечатлением, сигнализирующим о том, что в деятельно­сти «что-то не так», начинается анализ проблемной ситуа­ция, формулируется задача.

Задача - это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее чело­веку удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное.

Выделяют три типа мыслительных действий, характер­ных для решения задач:

· ориентировочные действия (анализ условий, возникновение гипотезы);

· исполнительные действия (выбор приемов решения задач);

· нахождение ответа (сверка решения с исходным условием).

Окончательное решение задачи означает, что искомое полностью найден.

Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.

Мышление как процесс.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

1) формирование и усвоение понятий и

2) решение проблем.

Формирование понятий - это просто отличение "того, что похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий - это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:

1. "Понимание непонятности" - видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной понятности", выраженная отсутствием вопросов - индикатор отсутствия работы мысли.

2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). "Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап.

4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).

Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:

1) подготовка;

2) созревание;

3) вдохновение;

4) проверка истинности.

Мыслительные операции.

Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:

· сравнение- установление отношений сходства и различия;

· анализ - мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

· синтез - воссоединение элементов в целостную структуру;

· абстракция и обобщение - выделение общих признаков;

· конкретизация и дифференциация - возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления - опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений)

Формирование умственных действий.

П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи (применительно к онтогенезу и актуальному генезу).

Умственные действия формируются посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами разных уровней (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется сначала средствами громкой внешней речи, а затем и речи внутренней. Последний уровень - высшая форма "чисто умственного", "идеального" действия.

Изменение операндов (вещественных или психологических предметных структур, являющихся объектами оперирования: материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, конструкты) приводит к изменению характеристик мыслительных операций.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов.

Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.

Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.

Стадии развития мышления.

В становлении мышления выделяются две стадии:

1) допонятийное мышление;

2) понятийное мышление.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация.

Наши рекомендации