Iii составляющие арт-терапии
И ЕЁ УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Арт-терапевтический подход используется в настоящее время различными специалистами (психологами, врачами, педагогами, социальными педагогами, художниками) при решении разнообразных задач (таблица 1). Арт-терапия может применяться как психотерапия, как целительство и как образование (рисунок 1). Таким образом, в ней можно условно выделить три аспекта или три составляющих. Эти три аспекта очень тесно связаны, трудноразделимы, они плавно перетекают друг в друга и могут осуществляться одновременно.
Как психотерапия, арт-терпия включена в перечень методов психотерапии, разрешенных Министерством здравоохранения. Использование методов арт-терапии предполагает соответствующую профессиональную и личностную подготовленность специалиста - психолога.
Таблица 1 Арт-терапевтическая работа с клиентами
Различных специалистов
Специалисты | Характер работы с клиентом |
психологи и врачи-психотерапевты | оценка, диагностика, коррекция состояний |
педагоги и социальные педагоги | реабилитационная педагогика |
художники | студийная работа с осужденными, наркоманами и др. |
Как целительство, арт-терапия подразумевает достижение терапевтического эффекта в результате относительно самостоятельных занятий клиента творческой деятельностью. Включение в творческий процесс, как правило, приносит исцеляющий эффект. Такую исцеляющую практику может проводить и художник. При этом он способствует раскрытию творческого потенциала человека, но вряд ли может объяснить с научной точки зрения, с чем связан полученный эффект.
Арт-терапия
Психотерапия целительство образование
Рисунок 1 - Три аспекта применения арт-терапии
Как образование или педагогическая практика, арт-терапия связана с развитием личности, её психических функций (визуальногомышления, эмоциональной сферы и т.д.), мотивационной системы, формированием социально-значимых навыков и умений (коммуникативных навыков, способности самовыражения в визуальном плане, навыков понимания чувств, переживаний других людей).
В психологии арт-терапия может применяться на трёх иерархических уровнях (таблица 2). Самым высоким уровнем в данной иерархии является профессиональный. Применение арт-терапии как базового методологического основания предполагает использование психологом арт-терапии как основного подхода в работе с различными клиентскими группами и требует от него повышенной ответственности и соответствующей подготовки. За рубежом уже в течение нескольких лет арт-терапия признана как самостоятельная профессия, освоение которой требует двухгодичного обучения. Существуют магистратура и докторантура по арт-терапии. Профессиональная подготовка включает тщательное знакомство с методологическими основами арт-терапии, освоение техник индивидуальной и групповой работы, участие в супервизорской практике. Личностная подготовка предполагает обязательное прохождение личной психотерапии, формирование умений строить психотерапевтические отношения, правильно применять интервенции.
Таблица 2 Три уровня применения арт-терапии
Уровень | Характеристика уровня | Основные требования к специалисту |
I | Арт-терапия как самостоятельная профессия | Высокая профессиональная и личностная подготовленность, личностная зрелость, наличие критического мышления (способности понимать факторы и механизмы подхода), способность варьировать применяемые подходы, обязательное соблюдение этических принципов |
II | Методы арт-терапии | Глубокое знание теории арт-терапии, в том числе психодинамического, гуманистического, клинического подходов; владение технологиями работы с бессознательным |
III | Арт-терапевтические техники | Четкое понимание целей применения той или иной техники, умение интерпретировать результаты |
Уровень методов предполагает глубокое проникновение специалиста в теорию арт-терапии, так как арт-терапевтические приёмы базируются на определённых теоретических представлениях. В первую очередь, психологу необходимо знание психодинамического подхода, юнгианского анализа.При этом он может работать в рамках одного из арт-терапевтических направлений.Для психолога, применяющего арт-терапию на двух высших уровнях особо важна личная подготовка, опыт психологических консультаций, оценка его работы коллегами.
Низший, третий уровень заключается в использовании отдельных техник арт-терапии (системы вмешательств, основанных на определенных теоретических представлениях). Техники занимают ограниченный промежуток времени. Это конкретные приемы работы, упражнения. Техники могут быть направлены на диагностику, развитие, коррекцию, лечение. К арт-терапевтическим техникам можно отнести некоторые проективные тесты, рисуночные техники, которые применяет в своей работе каждый психолог.
Рисуночная техника может быть определена как выражение клиентом своего ощущения, состояния, представления, отношения и других форм проявления личности через цвет и сочетание цветов в свободном цветовом рисунке на заданную тему. При этом арт-терапевт проводит анализ использования рисуночных символов, применения одиночных цветов и их сочетания, размещения цветовой гаммы на рисунке, её сюжетного оформления и т.д. При повторном исследовании может выявиться определенная повторяемость отдельных цветов и их сочетаний, использование одних и тех же символов в разных рисунках. Тщательный анализ этих моментов способствует выявлению актуальной проблемы клиента. При проведении рисуночных техник на завершающем этапе психотерапии, основываясь на произошедших изменениях в сочетании образов и цветов, психолог может делать вывод о динамике психического состояния клиента.
Осознание и понимание конкретного уровня применения арт-терапии необходимо каждому психологу, использующему в работе арт-терапевтические методы и методики, для лучшего понимания своих задач, прогнозирования результатов психодиагностики и психокоррекции, оценки собственной профессиональной деятельности.