МЕТОДИКА 2. Наблюдение
МЕТОДИКА 1. Беседа
Методические указания к выполнению задания
I. Выполнение задания необходимо начать со сбора общих данных об учащихся, учебно-познавательные интересы которых будут изучаться. С этой целью следует провести беседы об особенностях изучаемых учащихся с классным руководителем, учителями школы, а также с самими учащимися.
В процессе беседы необходимо выявить круг чтения изучаемых школьников, их участие (без принуждения) в различных видах и формах внеклассной работы, отношение к учебным предметам, успеваемость,
Данные, полученные с помощью метода беседы, дополняются и уточняются в процессе изучения различной документации: библиотечных формуляров, классного журнала, дневников и т.д.
1. Нравится ли тебе в школе? Что именно? (если ответ не связан с учебой, можно задать вопрос - Любишь ли ты учиться?)
2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным? Почему?
3. Какой предмет тебе кажется самым трудным? В чем именно заключается трудность?
4. Хотел бы ты учиться только на «4» и «5». Почему? (если нет) Для чего? (если да)
5. Какие учебные предметы, по твоему мнению, можно было бы не изучать и почему?
6. Какие еще учебные предметы, на твой взгляд, можно было бы включить в обучение и почему?
7. Чем ты обычно любишь заниматься после уроков и почему?
Анализ содержания ответов позволяет установить отношение ученика к учению, чем вызвано такое отношение, характер учебно-познавательных мотивов ученика и наличие у него определенных интересов.
Если ученику нравиться учиться, нравится узнавать новое, он хочет учится на «4» и «5», в свободное время читает дополнительную литературу, посещает дополнительные занятия и кружки, то можно констатировать познавательную мотивацию и глубокий, устойчивый интерес к учению. Шестой вопрос раскрывает область ученических интересов, то есть, что конкретно называет ученик.
Если же ученик в своих ответах отмечает лишь внешнюю сторону учения (общение с друзьями, игры, отдых), не может назвать своих предпочтений в выборе предметов, в свободное время занять лишь отдыхом и развлечениями, то можно констатировать отсутствие познавательной мотивации и учебных интересов.
Далее нужно сопоставить данные беседы с успеваемостью ученика и сделать выводы о том, соответствуют ли его ответы его успехам в учебной деятельности. Например: в беседе ученик сообщает, что интересуется биологией, читает дополнительную литературу по этому предмету, хочет учиться на 4 и 5. Реальные же успехи по биологии посредственные, в дневнике присутствуют записи учителя о невыполнении домашних заданий по биологии.
МЕТОДИКА 2. Наблюдение
Изучение темперамента школьника методом наблюдения (методика предложена Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике "Задачи и упражнения по детской психологии").
Понаблюдайте за поведением ученика в учебных и внеучебных ситуациях, и обобщите свои наблюдения, отвечая на приведенные ниже вопросы. Ответы заносите в таблицу № 1.
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо действовать быстро:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сдана, но выясняется, что в ней допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) спокойно
г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
ФИО Класс
Вариант реакции | Номера вопросов | ||||||
а) | |||||||
б) | |||||||
в) | |||||||
г) |
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом; если "б" - с холерическим; если "в" - с флегматическим; если "г" - с меланхолическим типом темперамента.
Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.