Развитие мышления в онтогнезе
Онтогенез человеческого мышления лучше всего изучен применительно к дошкольному и школьному возрасту, хотя охватывает период всей жизни человека.
Особую роль на формирование мышления оказывают целенапрвленные воздействия взрослых, в форме обучения и воспитания. Н.-д, н.-о. и словесно логическое мышление взрослых - это последние ступени онтогенетического развития.
Уже первые предметные "действия" ребенка обладают рядом важных особенностей: 1) при достижении некоторого практического результата выявляются некоторые признаки этого предмета и его взаимоотношения с другими предметами, возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования; 2) ребенок сталкивается прежде всего с предметами созданными руками человека, поэтому он начинает познавать свойства именно этой действительности, уже вступая в предметно-практическое общениес др. людми; 3) первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребенка с предметом, со способом употребления предметов. Общественно выработанные обобщения, способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью взрослых из общественного опыта. Кроме практических действий с предметами выделиют и особые исследовательские действия. Люди выявляют все новые свойства предметов, устанавливает между ними все новые отношения. Уже в области освоенных предметных действий ребенок проявляет известную самостоятельность, которая проявлется в повторении усвоенных способов без дополнительного побуждения со стороны взрослого, в некоторой модификации усвоенного способа, в использованиии предмета не только в соответствии с его общественным назначением.
Н.-д. мышление ребенка неоднородно; внутри него необходимо выделить свои этапы, характеризующиеся уровнем обобщения опыта деятельности.
Н.Н. Поддъяков выделил несколько взаимосвязанных линий развития: происходит превращение практических и исполнительных действий в пробущие, поисковые
Н.-д. мышление лишь постепенно выделяется из практической деятельности и принимает форму специфически пробующих действий. В ходе развития практических преобразований объектов возникает такое их свойство, как пошаговый характер. Хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробующих действий. Усложняется анализ результатов каждой пробы и их оценка с точки зрения условий задачи, и с точки зрения предварительных ожиданий. Получаемые результаты все более учитываются в построении следующих пробующих актов.
К числу важных условий возникновения н.-о. мышления. Н.Н.Поддьяков относит формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребенку представить себе скрытые стороны ситуации. Развитие образного отражения действительности у дошколников идет как по линии совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщенное отражение предметов и явлений, так и по линии формирования системы конкретных представлений о том или ином предмете. Основная линия развития н.-о. мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. В качестве оснвы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. Образы затем воплощаются в конструировании и рисовании. Формируется техника оперирования образами. Существуют различные типы оперирования образами. Наиболее сложные из них заключаются в умении строить новые образы, существенно отличающиеся от исходных образов, отражающих заданные условия.
Н.-о. мышление играет важную роль в формировании у детей понимания процесса изменения и развития предметов и явлений. У старших дошкольников образуются целостные знания об окружающей действительности. В деятельности возникает соподчинение основной и вспомогательной целей. Возникают образы, отражающие отношения между производимыми и планируемыми действиями.
Развитие н.-д. и н.-о. мышление осуществляется с формированием логического мышления. "Неотчетливые знания" играют положительную роль в умственном развитии сильных сторон комплексного мышления. Область не совсем ясных знаний важна для активизации детского мышления, поскольку ребенок пытается разобраться в новом для него явлении, осмыслить его с точки зрения имеющихся знаний.
Специальное напрвление исследований онтогенетического развития мышления образуют работы, посвященные анализу роли речи в развитии познавательных процессов (Лурия А.Р.). Эксперимент описан в лекции по общей психологии см. лекцию "Соотношение мышления и речи".
Исследования развития мышления в школном возрасте показали важную роль усваиваемых ребенком теоретических обобщений. Школьник постепенно начинает осознавать отношения между целями, средствами и условиями деятельности. Самоорганизация мыслительного процесса возникает прежде всего в условиях совместной учебной деятельности, в условиях общения в системе общественно-полезной деятельности. У подростка возникает умение встать на точку зрения других учеников совместной деятельности. Формируются познавателные мотивы.
Н.-о. мышление, эмпирические обобщения играют важную роль и в жизни взрослого человека, они не являются лишь временным этапом, которые нужно пройти как можно быстрее, чтобы "заменить его" на вербально-логическое, теоретическое мышление. (Тихомиров)