Коммуникация как вид социальных отношений
Различие понятий «коммуникация» и «общение» как видов социальных отношений, что позволит разрешить противоречие, существующее в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Во–первых, в зарубежной социальной психологии сущность социальных отношений, характеризует понятие «коммуникация», а в отечественной социальной психологии понятие «общение». Во–вторых существует тождество понятий «коммуникация», «общение» в отечественной психологии и социальной психологии.
Для понимания коммуникации и общения введем основные категории социальной психологии: «субъект», «объект», «отношения». При этом понятие «отношения» является наиболее общим по отношению к понятиям «коммуникация» и «общение». Понятия «объект» [O] и «субъект» [S], характеризуют социальную деятельность человека. Объект от латинского предмет, вещь то, на что направлена деятельность субъекта. При этом в качестве объекта в социальной психологии может выступать пассивный человек. Субъект – понятие, характеризующее активное начало личности. Субъектом в социальной психологии являются личность, группа, общество (большая группа). Отношение как философская категория, характеризует устойчивую, существенную закономерность, взаимосвязь, взаимодействие элементов в определенной системе.
В социологии, культурологии, социальной психологии синонимом понятия «отношения» выступает термин «интеракция», с английского обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей, воздействие групп. Отношение, это феномен, характеризующий специфику именно человека. Животное не относиться, поскольку человек как субъект, строит отношения сознательно. Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они не объект-объектные [O → O], подобно отношениям между объектами в природе (например, закон всемирного тяготения). Социальные отношения не субъект-субъектные [S=S], подобно межличностным отношениям, когда человек взаимодействует с другим целостным человеком. Социальные отношения субъект-объектные [S→O], когда взаимодействие происходит с социальным человеком, имеющим определенный статус в обществе (например, студент), который характеризует человека всякий раз как выполняющего определенную роль. Социальные отношения, формальные отношения будем называть коммуникацией.
Понятие «коммуникация» в научный оборот ввел в 1909 г. Ч. Кули. Термин «коммуникация» - означает сообщение, процесс передачи информации. Термин «информация» - означает разъяснение, изложение. Исторические формы коммуникации: радио, телеграф, газета, телевидение. Ярким примером коммуникации является лекция (монолог). Коммуникация – это субъект- объектное [S→O] взаимодействие, в результате которого происходит обмен информацией. Коммуникация, взаимодействие, при котором один из субъектов выступает в качестве объекта. Виды коммуникации.
1.Контакт масок [S→O] формальные отношения, при которых используют маски вежливости, т.е. набор выражений лица и жестов, позволяющих скрыть отношение к собеседнику, либо не вступать в личный контакт.
2.Светские отношения [S→O], которые носят беспредметный характер и подчинены кодексу вежливости. Светские отношения - это беспредметные отношения, разговоры ни о чем: о природе, о политике, о погоде.
3 Формально-ролевые отношения [S→O], определенные служебным статусом партнеров (отношения руководителя и подчиненного). В этих отношениях человек наиболее ярко выступает в качестве объекта деловых отношений.
4.Манипулятивные отношения [S→O], направленные на получение односторонней выгоды от партнера, где средством может выступать лесть, обман, запугивание и т.д.
5. Противоборство [S→O] отношения, при которых партнеры, противодействуют друг другу в достижении цели.
6. Противостояние отношения [S→O], при которых партнеры стараются избежать активных отношений.
7. Конкуренция [S →O] отношения, соперничество, борьба за достижение лучших результатов.
8. Компромиссные [S →O] отношения, при которых оба партнера отчасти содействуют, а отчасти противодействуют друг другу. В результате коммуникативных отношений возникают конфликты, как только пассивный партнер становится субъектом деятельности. Схема коммуникации, пирамида, определяющая сущность [S→O] отношений. Данные отношения строятся на основе приказа, должностной инструкции, плана, распоряжения. С позиции объекта возможен только – отчет. Отношения между сотрудниками - обмен информацией, координация действий, распределение функций. Средства коммуникации: вербальные составляют -65% и 35 % невербальные.
Причины возникновения проблем в процессе коммуникации: стереотипы - склонность не анализировать проблемы, полагаться на устоявшееся мнение; предвзятые представления – склонность отвергать все новое, что противоречит собственным взглядам; враждебные отношения между людьми; отсутствие внимания и интереса к партнерам; пренебрежение фактами, привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов; нелогичность документов.