Методика 4. Изучение смыслового воспроизведения
Перед проведением исследования необходимо актуализировать знания по теме «Память». В теоретической части необходимо раскрыть следующие вопросы:
1.Что такое память?
2. Какие выделяют процессы памяти?
3. Какие существуют виды запоминания и факторы, влияющие на эффективность смыслового запоминания?
Цель:Определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.
Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12—13 смысловых единиц и 3—4 числа (в скобках указан номер смысловой единицы: для текстовой информации и числовой, данные номера не зачитываются). Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного рассказа. Для получения более точных данных эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.
Инструкция: "Вам будет зачитан короткий рассказ, в нём ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они находятся в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трёх минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя."
Пример рассказа:
«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16) ».
Средняя оценка составляет от 8 до 13 воспроизводимых смысловых единиц.
После проведения методики необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какой уровень смыслового запоминания и особенности запоминания текстов у данного учащегося?
2. Соотносятся ли полученные при диагностике данные с результатами наблюдений за данным учащимся? Приведите конкретные факты.
3. Какие упражнения, приёмы можно рекомендовать для повышения эффективности смыслового запоминания? Какие развивающие задания, приёмы были реализованы Вами при работе с данным учащимся?
Раздел 2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Современный спорт высоких достижений характеризуется целым рядом специфических особенностей. Прежде всего – это экстремальность условий, в которых протекает деятельность спортсменов, постоянный рост спортивных результатов, значительное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок.
Успех в спорте зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процессов воспитания, тренировки, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основе общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных, психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности, приспособленных к индивидуальным свойствам нервной системы, направленности личности и темперамента спортсменов, с учетом особенностей психологического климата спортивного коллектива. Тренеру необходимо знать, какими методами следует диагностировать особенности направленности личности и по каким критериям судить о характере и уровне направленности, а также владеть методиками определения социально-психологических характеристик, определяющих климат в спортивном коллективе.
В аспекте данных требований профессиональная подготовка будущего тренера предполагает не только усвоение психолого-педагогических знаний, но и активное овладение методами изучения спортсменов в реальных жизненных условиях. Особое место в профессиональном становлении студента педагогического вуза занимает практика в спортивном коллективе. Выполнение ряда заданий по психологии способствует развитию навыков психодиагностической и коррекционной работы со спортсменами, исследовательских умений, психологической наблюдательности, а также формированию ответственности за правильность психологического диагноза.
Задания по психологии выполняются студентами во время учебной педагогической практики (на выпускном курсе).
С содержанием заданий по психологии, основными требованиями к их выполнению, критериями оценок и сроками сдачи работы студенты знакомятся на установочной конференции по педпрактике.
Успех в выполнении задания по психологии студентами обеспечивается тесными контактами, согласованностью требований преподавателя психологии и группового руководителя педагогики и методиста.
Важно, чтобы выводы, полученные при выполнении психологических заданий, были использованы студентами в учебно-воспитательной работе.
Оценки, выставленные психологом за выполнение заданий, предоставляются в распоряжение группового руководителя и влияют на общую дифференцированную оценку по педпрактике.
Организация контроля работы студентов.
Качественное выполнение всех предложенных заданий обеспечивается контролем, который осуществляется в следующих формах:
1. Групповые и индивидуальные консультации в институте.
2. Переписка преподавателя психологии со студентами, проходящими практику в области, особенно с теми, кто проходит практику индивидуально.