Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми»

Подготовка исследования

Необходимо сконструировать «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавеска­ми и «панель управления».

Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают в от­дельную комнату поиграть в «телевизор». На «панели» расположено 5 кнопок, обозначаю­щих различные варианты взаимодействия со взрослым. Ребенок может сам «включать» наи­более интересную для него «программу». Ему предлагаются следующие варианты:

1) посмотреть на заводную игрушку (которая появится на «экране»);

2) посмотреть на взрослого (который улыбнется и, протянув руку из «экрана», погладит ре­бенка);

3) поиграть вместе со взрослым в игрушку (которую взрослый выкатит-из-за «экрана»);

4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся на «экране» взрослый;

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Выводы

В соответствии с выказанным ребенком предпочтением экспериментатор делает выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослыми, а именно: получение новых впечатлений, ласка взрослого, совместная игра, слушание сказки, беседы на личные темы.

Методика «Изучение мотивов деятельности»

Подготовка исследования

Приготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предвари­тельно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.

Проведение исследования

Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же ра­боту, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета из полотна: флажок и салфетку. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание предлагается выполнить при разном целевом содержании мотива:

■ сделать подарок маме,

■ сделать подарок малышам,

■ подготовиться к предстоящей игре со сверстниками,

■ приготовить заготовки для игры в «мастерскую».

Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 4 флажка и 4 салфетки.

Фиксируется, при каких мотивах ребенок взялся за выполнение задания, а при каких — нет, с каким желанием он выполнял задание при том или ином мотиве. Из этого делается вывод о том, какой из мотивов (мотиваторов) более значим для ребенка.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ1

Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка»

Проведение исследования

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспе­риментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интерес­ную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте

1 Методики взяты из кн.: Урунтаева Г. А.,Афоньшна Ю. Л. Практикум по детской пси­хологии. — М., 1995; и Ильина М. И. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тес­ты.—СПб., 1998.

чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Текстовый материал

Сказка

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

— Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказ­ку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Методика «Определение

у старших дошкольников сформированное™

"внутренней позиции школьника"»

Инструкция

Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся ? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принад­лежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? 10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

Наши рекомендации