Совестливости» В. В. Мельникова и Л. Т. Ямпольского. Согласны ли вы с основной идеей авторов?

Назначение. «Шкала совестливости» предназначена для измерения степени

уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким

значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты,

всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая

добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений.Присогласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+»(«да»), при несогласии

– знак «-»(«нет»).

Опросник:

1) Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2) Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3) Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4) Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката

5) Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6) Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных



напитков

7) Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону. Так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8) Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9) Меня раздражает, когда женщины курят.

10) Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11) Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12) Я человек твердых убеждений.

13) Я люблю лекции на серьезные темы.

14) Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка и интерпретация результатов:

За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности.

Литература

1) Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением

человека. // Психологический журнал. -1999. - № 3.

2) Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность

личности. – СПб., 2002.

3) Воловикова М.И. Нравственное становление человека: субъектный подход. //Проблемы субъекта в психологической науке / под ред. А.В.Брушлинского, М, 2000.

4) Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999.

5) Гассин Э.А. Психология прощения // Вопросы психологии. - 1999. -№4.

6) Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопросы психологии. – 1998. - №-4.

7) Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах

В.Н.Мясищева // Психологический журнал. – 1992. - №3.

8) Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. – СПб., 2001.

9) Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 2000.

10) Лефевр В.А. Алгебра совести. – М., 2003.

11) Личко А. Е.,Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.

12) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.

13) Методика оценки уровня развития морального сознания. / Диагностика

эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002.

14) Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.//Вопросы

психологии. - 1957. - № 5.

15) Панферов В.Н. Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера // Практическая психология. – СПб., 1996.

16) Подход Л.Колберга к нравственному воспитанию //Психологический журнал. - 1992. -

№3.

17) Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / сост. Д.И. Райгородский. - Самара, 2007.



18) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.

19) Хвостов А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. – 1998. - №№ 3-4.

А-1.

А-2.

А-3.

Рефлексивные психические образования

Задания А

Вставьте пропущенные буквы:

Совестливости» В. В. Мельникова и Л. Т. Ямпольского. Согласны ли вы с основной идеей авторов? - student2.ru

…нт…нц…ональность сознания …рх…т…пичность созданания

…мп…р…тивность сознания Су…с…нсорные процессы Личностная …д…нтичность Субл…мация

Уильям Джемс

(1842-1910)

Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:

Э. Фромм выделил потребность в идентичности как одну из  
  пяти основных экзистенциальных потребностей  
  человека        
З.Фрейд заложил основу современных представлений о  
   
  структуре Я-концепции    
К. Юнг ввел в научный обиход понятие бессознательного  
   
У. Джемс теоретически и эмпирически исследовал  
   
  проблему личностного смысла    
А.Н. Леонтьев предложил   понятия коллективного  
     

бессознательного и архетипа

Ответьте на контрольные вопросы к литературе для обязательного конспектирования (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб., 1997)):

1) Верно или нет:

Согласно С.Л. Рубинштейну, наличие сознания предполагает выделение



человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру.

Психические явления — это отражение мира как объективной реальности.

Сознание содержательно тождественно функционированию языка.

Специфичность сознательной регуляции поведения – в целенаправленном характере человеческих действий.

2) Перечислите «предметы осознавания» (то, что может осознаваться человеком).

3) Каков, согласно Рубинштейну, характер отношения сознания к объекту, находящемуся за его пределами?

4) В чем психологический смысл высказывания: «Свобода – это осознанная необходимость»?

А-4.Сделайте для себя шпаргалкупо теме«Рефлексивные психические

образования» в любой удобной для вас форме.

Задания Б

Наши рекомендации