Совестливости» В. В. Мельникова и Л. Т. Ямпольского. Согласны ли вы с основной идеей авторов?
Назначение. «Шкала совестливости» предназначена для измерения степени
уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким
значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты,
всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая
добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.
Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений.Присогласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+»(«да»), при несогласии
– знак «-»(«нет»).
Опросник:
1) Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
2) Я всегда следую чувству долга и ответственности.
3) Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
4) Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката
5) Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
6) Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных
напитков
7) Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону. Так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.
8) Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.
9) Меня раздражает, когда женщины курят.
10) Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.
11) Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.
12) Я человек твердых убеждений.
13) Я люблю лекции на серьезные темы.
14) Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
Обработка и интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности.
Литература
1) Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением
человека. // Психологический журнал. -1999. - № 3.
2) Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность
личности. – СПб., 2002.
3) Воловикова М.И. Нравственное становление человека: субъектный подход. //Проблемы субъекта в психологической науке / под ред. А.В.Брушлинского, М, 2000.
4) Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999.
5) Гассин Э.А. Психология прощения // Вопросы психологии. - 1999. -№4.
6) Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопросы психологии. – 1998. - №-4.
7) Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах
В.Н.Мясищева // Психологический журнал. – 1992. - №3.
8) Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. – СПб., 2001.
9) Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 2000.
10) Лефевр В.А. Алгебра совести. – М., 2003.
11) Личко А. Е.,Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.
12) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
13) Методика оценки уровня развития морального сознания. / Диагностика
эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002.
14) Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.//Вопросы
психологии. - 1957. - № 5.
15) Панферов В.Н. Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера // Практическая психология. – СПб., 1996.
16) Подход Л.Колберга к нравственному воспитанию //Психологический журнал. - 1992. -
№3.
17) Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / сост. Д.И. Райгородский. - Самара, 2007.
18) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.
19) Хвостов А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. – 1998. - №№ 3-4.
А-1.
А-2.
А-3.
Рефлексивные психические образования
Задания А
Вставьте пропущенные буквы:
…нт…нц…ональность сознания …рх…т…пичность созданания
…мп…р…тивность сознания Су…с…нсорные процессы Личностная …д…нтичность Субл…мация
Уильям Джемс
(1842-1910)
Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:
Э. Фромм | выделил потребность в идентичности как одну из | ||||
пяти основных | экзистенциальных | потребностей | |||
человека | |||||
З.Фрейд | заложил основу современных представлений о | ||||
структуре Я-концепции | |||||
К. Юнг | ввел в научный обиход понятие бессознательного | ||||
У. Джемс | теоретически | и | эмпирически | исследовал | |
проблему личностного смысла | |||||
А.Н. Леонтьев | предложил | понятия | коллективного | ||
бессознательного и архетипа
Ответьте на контрольные вопросы к литературе для обязательного конспектирования (Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб., 1997)):
1) Верно или нет:
Согласно С.Л. Рубинштейну, наличие сознания предполагает выделение
человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру.
Психические явления — это отражение мира как объективной реальности.
Сознание содержательно тождественно функционированию языка.
Специфичность сознательной регуляции поведения – в целенаправленном характере человеческих действий.
2) Перечислите «предметы осознавания» (то, что может осознаваться человеком).
3) Каков, согласно Рубинштейну, характер отношения сознания к объекту, находящемуся за его пределами?
4) В чем психологический смысл высказывания: «Свобода – это осознанная необходимость»?
А-4.Сделайте для себя шпаргалкупо теме«Рефлексивные психические
образования» в любой удобной для вас форме.
Задания Б