Скажите, согласны ли вы с мнением ваших товарищей, участвовавших в дискуссии. Если вы не согласны, приведите свои аргументы

Урок 8

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.

ЧЕЛОВЕК

Задание 1. Уточните по словарю значение следующих слов, выделите в них ударный слог.

Прачеловек, плоть, проявление, происхождение, подход, скачок, солидный, антропология, антропогенез, Возрождение, социальность, предельный, поведение, переход, появление.

Задание 2. Образуйте с данными прилагательными определительные словосочетания в соответствии с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.

Ключевой, целостный, фундаментальный, естественный, радиационный, резкий, совместный, единый, природный, божественный, нравственный, социальный, психический, общественный.

Задание 3. Объясните способ образования следующих слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Сверхвременной, вселенский, разумность, предшествовать, исключительность, бесконечность, общность, противостояние, самопознание, многообразный, жизнедеятельность, прямохождение, своеобразие, биопсихосоциальный, похолодание, глубинный, натурфилософский.

Задание 4. Подберите к следующим словам однокоренные слова. Составьте с ними словосочетания или предложения. Выразите их смысл другими словами.

Образец: гармония – гармонизация, гармоники, гармонировать, гармонический, гармонически, сингармонизм.

Античное учение о музыкальном звучании планет, или гармония сфер, было сформулировано ещё античными учёными, такими как Евдокс, Пталомей, Платон, Аристотель.

В древнегреческую философию учение о гармонии сфер было введено Пифагором, автором теоремы о равенстве квадрата гипотенузы и суммы квадратов катетов прямоугольного треугольника.

Сингармонизм – это созвучие гласных корня слова с последующими гласными в аффиксах этого же слова (например, в тюркских языках: «комната»: oda – odalar; «дом»: ev – evler).

Проблема, факт, система, фундаментальный, постулат, продукт, эволюция, гипотеза, мутация, интеллект, психика, антропогенез, прагматический, регулировать, формировать, концепция, элемент, специфика, дуализм, макрокосм, микрокосм, гармоничный, база, фон, гармония.

Задание 5. Составьте словосочетания, используя существительные в первой группе и прилагательные во второй группе, не нарушая принцип лексической сочетаемости.

I. Проблема, род, вопрос, система, исследование, эволюция, похолодание, действие, подход, сущность, закон, отношение, доля.

II. Львиный, общественный, социальный, божественный, религиозный, совместный, резкий, естественный, научный, целостный, фундаментальный, человеческий, ключевой.

Задание 6. Уточните по словарю значение следующих глагольных словосочетаний. Составьте с ними предложения по образцу.

Образец: разобраться / разбираться в чём – Каждому человеку крайне важно разобраться в самом себе.

Придать / придавать значение чему; принадлежать кому / чему (к кому / к чему); раскрыть / раскрывать что; разграничить / разграничивать что в каком отношении; регулироваться кем / чем; придерживаться / придержаться чего / за что; содержать в себе что; базироваться на чём; преодолеть / преодолевать что; проявить / проявлять себя в чём.

Задание 7. Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в этом тексте.

Проблема человека – ключевая проблема как философии и религии, так и науки и искусства. Человеку крайне важно разобраться в самом себе, так как именно он придаёт значение проявлениям мира, превращает события в факты исходя из своих потребностей и целей.

Человек – единственное существо, которое по факту своего рождения не принадлежит ещё к своему роду, роду человеческому. Человеком надо стать!

Философия пытается выстроить целостную систему знаний о человеке, она ставит предельно фундаментальные вопросы бытия человека. Одним из важных вопросов является вопрос о происхождении человека.

Всё многообразие теорий и гипотез происхождения человека можно разделить на две группы: 1) теории, использующие методы научного исследования; 2) теории, опирающиеся на религиозные постулаты.

Научно-материалистический подход гласит: «Человек – продукт естественной эволюции живого мира». Имея солидную базу доказательств, гипотеза не раскрывает причину и механизм скачка от мира живой природы в мир социальный. В науке предпринималось множество попыток объяснения этого перехода.

Согласно одной из теорий, появление человека есть результат мутаций, вызванных резкими изменениями радиационного фона Земли. По другой теории значительное изменение среды обитания в результате резкого похолодания вызвало новый тип поведения, основанного на интеллекте.

Самая распространённая гипотеза основана на процессе превращения обезьяны в человека, в ходе которого произошёл переход от психики обезьяны к психике человека, приведший к возникновению речи.

Такие качества в жизнедеятельности обезьяны, как прямохождение, орудийная деятельность, сопровождение совместных действий звуками и др., позволили совершить прыжок из живого мира в мир социальный.

В науке до сих пор не существует единой теории антропогенеза, процесса формирования физического типа человека. Однако в каждом из известных подходов есть определённая доля истины.

Религиозный взгляд на происхождение человека утверждает, что человек есть продукт творения бога. Тело человека создано из природного материала, а душа имеет божественную сущность. Вопрос о происхождении человека неразрывно связан с вопросом о его сущности.

В центр философского исследования проблему «Что такое человек?» впервые открыто поставил Иммануил Кант. По Канту, человек как существо принадлежит двум различным мирам – миру природной необходимости и миру нравственной свободы. У Канта человек – субъект из многочисленных модусов бытия.

Кант разграничивает антропологию (философское учение о существовании человека и его отношениях с миром) в «физиологическом» и «прагматическом» отношении. Первая исследует то, «…что делает из человека природа», вторая – то, «…что человек как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам».

Человек – биопсихосоциальное существо. Это значит, что его жизнь регулируется и биологическими, и психологическими, и социальными законами. Но какие же из этих законов являются определяющими?

Одни гипотезы допускают, что человек как продукт эволюции живого мира есть биологическое существо и в основе его поведения лежат анатомо-физиологические законы.

Другие ищут в человеке глубинные психические качества, с помощью которых пытаются объяснить его поступки. Третьи придерживаются мнения, что человек является продуктом общественных отношений и его сущность формируется социальной средой.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

1. Что является ключевой проблемой философии?

2. Принадлежит ли человек по факту своего рождения роду человеческому?

3. Какой вопрос относится к фундаментальным вопросам бытия человека?

4. Какие теории и гипотезы о происхождении человека вам известны?

5. Объясняет ли научно-материалистический подход условия происхождения человека?

6. На чём основана самая распространённая гипотеза о происхождении человека?

7. Какие гипотезы о происхождении человека самые распространённые?

8. Какие качества обезьян позволили совершить прыжок из животного мира в мир социальный?

9. В чём заключается суть религиозного взгляда на происхождение человека?

10. Кто из философов первым поставил вопрос о происхождении человека?

11. Что представляет собой, согласно Канту, человек?

12. Какие теории о происхождении человека существуют в философии вашего народа?

Задание 9. Прослушайте текст. Сформулируйте основную мысль автора. Задайте своему товарищу вопросы по прослушанному тексту.

Долгое время в философских исканиях рассматривалась проблема возникновения (сущности) человека. В древней китайской, индийской и греческой философиях человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» (макрокосмоса), как малый мир (микрокосмос). Человек содержит в себе все элементы космоса.

Согласно одной из древнейших натурфилософских концепций, из плоти «вселенского прачеловека» (индийского пуруша, скандинавского Имира, китайского Пань-Гу) возникла земля, из костей – камни, из крови – реки, из волос – деревья, из дыхания – ветер.

Исходя из признания единства макрокосмоса и микрокосмоса, в античности выделяли такую особенность человека, как разумность, т.е. возникновение Homo sapiens (Человека разумного). Ему предшествовали Homo habilis (Человек умелый) и Homo erectus (Человек прямоходящий).

С развитием христианства и других религий, наряду с идеей создания богом человека, утвердилось понимание ислючительности человека, понимание его не только как индивидуальности, но и как личности, наделённой свободной волей. Сегодня человеческое Я стало ареной битвы добра и зла, света и тьмы.

Возрождение и Новое время осознают бесконечность мира и бесконечность человеческого познания, разума, не связанного с конечностью человеческой жизни. Человек устремлён в будущее, как бы стараясь преодолеть свою телесную и временную сущность. Человек постепенно становится человеком действующим, а его социальность и воля проявляют себя в действии.

Главный вопрос философии о человеке впервые был сформулирован Иммануилом Кантом, который считал человека субъектом всей познавательной и практической деятельности как сферы приложения критического и практического разума.

Л. Фейербах видит сущность человека в общности, «в единстве человека с человеком». Проблему дуализма души и тела Фейербах решает с позиций противостояния не внутри человека, а вовне, в отношениях между людьми, провозглашая объединяющим принципом любовь.

В России проблема природы, общества и человека нашла отражение во взглядах Николая Гавриловича Чернышевского в его главной философской работе «Антропологический принцип в философии». Основная идея этой работы заключается в следующем тезисе: «Общечеловеческий интерес стоит выше интересов отдельной нации».

Карл Маркс видел своеобразие человека в его способности трудиться. Результатом трудовой общественно-практической деятельности являются не только конкретные предметы, но и общество и формы общения, познания и мышления.

Построение гармоничного учения о человеке – незавершимый процесс в человеческом самопознании потому, что проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, труд и общение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь достигнутым, стремится к новым целям и идеалам.

Задание 10. Прослушайте предложение. Повторите его и выразите своё согласие или несогласие с данным утверждением. При несогласии приведите свои аргументы.

1. В философских изысканиях проблема сущности человека рассматривалась лишь временами.

2. В восточной философии человек рассматривался как часть космоса.

3. В античной философии не принималось во внимание единство макрокосмоса и микрокосмоса.

4. В древнейшей натурфилософии было установлено, что человек отличается своей разумностью.

5. Как христианство, так и другие религии не понимали исключительности человека как личности, наделённой свободной волей.

6. Философы Возрождения и Нового времени осознавали бесконечность мира и человеческого познания.

7. Иммануил Кант считал человека субъектом только практической деятельности.

8. Человек становится человеком действия сразу после рождения.

9. Фейербах видит сущность человека в «единстве человека с человеком».

10. Проблему дуализма души и тела Фейербах решает с позиций противостояния внутри самого человека.

11. Антропологическая теория Фейербаха нашла творческое развитие в трудах русских учёных.

12. Результатом трудовой деятельности Карл Маркс считал как конкретные предметы, так и общество и формы общения людей, формы познания и мышления.

Давайте проведём диспут на тему «В чём видит человек смысл своей жизни?» Из следующего перечня выберите вопрос и, используя сведения из материалов данного урока и других источников по философии, постарайтесь дать правильные ответы на вопросы.

1. Для чего живёт человек: чтобы быть счастливым или быть богатым?

2. Как описывается появление человека в мифах Вашего народа?

3. Вы верите в Деда Мороза (Санта Клауса, Зубную Фею)?

4. Заключён ли смысл жизни в самой жизни?

5. Не находится ли смысл жизни за пределами жизни?

6. Вы верите в абсурдность смысла жизни?

7. Может ли человек жить без других людей?

8. Всё ли на земле подвластно человеку?

9. В каких случаях мы говорим: «человек», «индивид», «личность»?

10. Открывают ли знания человеку глаза на мир?

11. Человек равен миру или мир соразмерен человеку?

Если Вы правильно ответили на поставленные вопросы, то вы действительно знаете, что человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются главными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Смысл жизни – это личностная характеристика отношения человека к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное участие в социальной жизни, соотнесённое с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступков.

Наши рекомендации