Скажите, согласны ли вы с мнением ваших товарищей, участвовавших в дискуссии. Если вы не согласны, приведите свои аргументы

Урок 12

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Задание 1. Уточните по словарю значение следующих слов, выделите в них ударный слог.

Представление, понятие, суждение, умозаключение, общность, отвлечение, отношение, осведомлённость, совокупность, убеждение, сомнение, посылка, вывод, заключение, рассуждение, размышление, воздействие, освоение, потребность, преобразование.

Задание 2. Образуйте с данными прилагательными определительные словосочетания в соответствии с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.

Возможный, общий, определённый, существенный, отдельный, основной, чувственный, рациональный, познавательный, практический, всеобщий, материальный, духовный, целесообразный.

Задание 3. Объясните способ образования следующих слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Всемирный, умозаключение, однородный, отвлечение, осведомлённость, умственный, истинность, ложность, опосредованно, целеполагающий, освоение, многогранный, социально-преобразующий, воплощение, социально-культурный.

Задание 4. Подберите к следующим словам однокоренные слова. Составьте с ними словосочетания или предложения. Выразите их смысл другими словами.

Образец: техника – техник, технический, технократ, технократический, технократия, технарь, технизация, техникум, техницизм, технорук.

Одно из направлений общественной мысли направлено на то, что управление и власть на предприятиях и в обществе должны быть в руках научной и технической интеллигенции.

Технократия – социальная прослойка высших функционеров монополистического производства и управления. (Термин заимствован из названия общественного движения в США, в начале ХХ века выступавшего за «совершенный социальный механизм»).

Анализ, синтез, фиксировать, абстрактный, аспект, логика, акт, реализовать, референт, модальность, категорический, атрибутивный, план, техника, критерий, претендовать, масса.

Задание 5. Составьте словосочетания, используя существительные в первой группе и прилагательные во второй группе, не нарушая принцип лексической сочетаемости.

I. Вывод, вид, суждение, предложение, мысль, акт, свойство, предмет, мышление, познание, признак.

II. Существенный, рациональный, абстрактный, отдельный, общий, умственный, побудительный, утвердительный, многообразный, основной.

Задание 6. Уточните по словарю значение следующих глагольных словосочетаний. Составьте с ними предложения по образцу.

Образец: оказывать / оказать какое влияние / воздействие на кого / на что – Практика оказывает мощное воздействие на познание и формирование истины.

Определять / определить что как что; относиться / отнестись к кому / к чему; выражаться / выразиться чем / в форме чего; связывать / связать кого / что с кем / с чем; составлять / составить что; подразумевать кого /что / под кем / под чем; обосновывать / обосновать что; проявляться / проявиться в чём; воплощаться / воплотиться в чём.

Задание 7. Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в этом тексте.

Благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, а также способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определённые классы стало возможным формирование особого рода представлений – понятий, фиксирующих общие признаки вещей. Такой процесс философы определили как рациональное познание, как абстрактное мышление.

К формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения. Понятие фиксирует существенные признаки явлений, отдельного предмета или класса однородных предметов. По степени общности понятия могут быть предельно общими, более общими и менее общими. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Слово «понятие» в языке имеет несколько значений. В философском аспекте понятие – это форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. «Понятие в бытии открывает сущность…– таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще», – сказал В.И. Ленин. Понятия в языке выражаются отдельными словами (долото, скважина) или словосочетаниями (буровая вышка, разработка месторождений).

В логике понятие – это мысль о предметах и явлениях действительности, отражающая их общие и существенные признаки, связи и отношения (понятие стоимости; понятие треугольника). Рассуждая о литературной технике, великий русский писатель Максим Горький сказал: «Все явления природы одеты работой нашего разума в слова, оформлены в понятия».

В быту слово «понятие» мы понимаем как представление о чём-либо, как осведомлённость в чём-либо (Он знал что-то очень важное, о чём остальные понятия не имеют), как уровень понимания чего-либо, как совокупность взглядов на что-либо (Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными), как мнение о ком-либо (Я составил себе о Печорине не очень выгодное понятие).

Суждение посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение, или высказывание, есть умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. Суждение всегда связано с убеждением или сомнением в истинности или ложности высказываемой мысли.

Суждение выражается в форме повествовательного предложения (Речка подо льдом блестит). Не выражают суждения побудительные и вопросительные предложения (Закрой окно! Где родился Пушкин?), а также повествовательные предложения с подлежащим, выраженным личным местоимением третьего лица (Он студент первого курса), потому что слово «он» в каждом новом употреблении этого предложения имеет другой референт (объект внеязыковой действительности).

По своему качеству суждения делятся на утвердительные (Земля вращается вокруг Солнца) и отрицательные (Земля не держится не трёх китах). По количеству суждения делятся на единичные (Королёв – отец русской космонавтики), общие (Человек смертен) и частные (Некоторые товары портятся при перевозке). По модальности различают суждения действительности, возможности, необходимости, а по отношению – категорические, условные, разделительные; по форме – атрибутивные и другие.

Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания. Опосредованно, с помощью многообразных видов умозаключения, опираясь на истинность посылок и соблюдая правила вывода, мы можем получать новые знания. В логическом аспекте это процесс получения вывода, или заключения, из двух или нескольких суждений. В общем плане под умозаключением понимают вывод, основанный на рассуждении, размышлении.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

1. Что понимают под рациональным познанием?

2. Какие формы абстрактного мышления вам известны?

3. Какова основная логическая функция понятия?

4. Дайте определение понятия в философии, в логике и в быту.

5. Как реализуется отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли?

6. Какими языковыми единицами выражается суждение?

7. Какие типы суждения по форме и по модальности известны науке?

8. Какой вид суждения выражен в предложении «Пётр I вырубил окно в Европу»?

9. Является ли суждение «Земля вращается вокруг Солнца» единичным?

10. Каким по виду является суждение «Сократ мне друг, но истина дороже»?

11. Как называется умственное действие, приводящее к выводу, к заключению?

12. Что означает умозаключение в логическом аспекте и на чём оно основано?

Задание 9. Прослушайте текст. Сформулируйте основную мысль автора. Задайте своему товарищу вопросы по прослушанному тексту.

Процесс чувственного и рационального познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Практика оказывает мощное воздействие на познание и формирование истины.

Практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека. Цель практики – освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Практика многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под практикой подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (производственную, педагогическую, художественную, административную и др.).

Основными формами практической деятельности людей являются: производство материальных благ (труд) и социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений.

Практика есть совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Практика как результат всемирной истории выражает бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства.

Структура практики включает в себя такие элементы, как потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность в виде её отдельных актов, предмет, на который направлена эта деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.

Практика обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение.

Практика соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли.

Конечной целью познания, наряду с полученными знаниями, является преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.

Практическое воплощение идей, превращение их в предметный мир называется опредмечиванием. Это такой процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём. Благодаря этому предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом».

Наряду с опредмечиванием имеет место и распредмечивание – процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.

Задание 10. Прослушайте предложения. Повторите их и выразите своё согласие или несогласие с данными утверждениями. При несогласии приведите свои аргументы.

1. Процесс познания связан только с чувствами и разумом человека.

2. Практика – это деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности.

3. Под практикой подразумевают только производственную деятельность человека.

4. Основными формами практической деятельности людей являются их труд и революционная деятельность масс.

5. Практическая деятельность носит индивидуальный (частный) характер.

6. Практика есть опыт всего человечества в его историческом развитии.

7. Структура практики включает в себя только деятельность, направленную на изучаемый объект.

8. Практика служит критерием проверки истинности результатов познания.

9. Конечной целью практического познания является получение новых знаний.

10. Оредмечивание – это практическое превращение идей в предметный мир.

11. Человеческие способности не могут переходить в предмет и воплощаться в нём.

12. Распредмечивание указывает на то, что изученный объект становится достоянием человека, его способностей.

Наши рекомендации