Идея «отношение» в научной мысли: история вопроса
Категория отношение является одной из центральных в различных науках, в том числе и в социальной психологии, наряду с такими как сознание, деятельность, общение. В Большой психологической энциклопедии отношение – это «понятие психологии, определяющее взаиморасположение объектов и их свойств. Оно имеет место, как между меняющимися объектами, так и в случае отдельного неизмененного объекта при его отношении к другим явлениям, объектам, свойствам» [46, с.307].
В психологической науке существует концепция отношений личности, разработанная А.Ф.Лазурским, С.Л.Франком и В.М.Мясищевым и другими отечественными психологами, которую наряду с теориями установки и деятельности, включают в число основных общепсихологических теорий [148]. Она представляет собой комплекс представлений, по определению которых личность является индивидуальной целостной системой ее отношений (сознательно-избирательных, субъективно-оценочных) к действительности. Эта система имеет вид интериоризованного опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального макроокружения. Такая система обуславливает характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, особенности поведенческих ответов на различного рода внешние воздействия [47, с.307].
Наиболее подробно историческое развитие (эволюция) идеи отношение описано в работе Е.В. Левченко «История и теория психологии отношений» [148]. Это снимает необходимость подробно рассматривать данный вопрос в историческом плане.
Исследования проведенные Е.В.Левченко показали, что в отечественной психологии центральными смыслами отношения были идеи целостности, субъектно-объектной связи и активности.
В философии и математической логике отношение рассматривается как одна из категорий этой области знания, раскрывающаяся через понятия «связь», «взаимодействие», «взаимозависимость». В этом плане отношение - есть философская категория, характеризующая определенные взаимозависимости элементов определенной системы [186].
Отношения рассматриваются как внешние, независимые от соотносимых вещей, и как внутренние, выражающие субстациональное единство, связность, тождественность вещей, внутренне им присущее [22].
Приведенное понимание отношения отражает, прежде всего, объектно-объектные связи и взаимозависимости и отсекает субъектно-объектные отношения. Как отмечает Е.В.Левченко (2003) использование неявных критериев симметричности-асиметричности устанавливаемой связи, равенства-неравенства активности соотносящихся сторон, наличия-отсутствия указания на направленность активности позволяет выделить две группы значений.
Первая группа. Отношение – это симметричная связь, равное по силе взаимное влияние без преобладания активности одной из сторон. Взаимная связь, зависимость разных величин. Англоязычный эквивалент этого значения – correlation, в кратком переводе означает «отношение между…».
Вторая группа. Отношение понимается как процесс и результат активности одной из взаимодействующих сторон, тогда как другая сторона дает повод для проявления активности, задает направленность последней. Это субъектоцентрическая связь. «Характер обращения, поведения кого-либо с кем-нибудь, чем-нибудь». Англоязычный эквивалент этого значения – attitude. В словаре русского языка слово отношение означает: взаимная связь различных величин, предметов, действий; взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве» [229, с.434].
Понятие отношение потенциально психологично: «значительная часть и структура пространства его возможных значений определяются присутствием в нем тени субъекта (отношение – чье? относится – кто?)» [148, с.34]. Добавим к этому также – отношение – к кому? В целом это будет определять характер отношения.
Истоки понятия отношение находятся в логике и философии с одной стороны, и в биологии – с другой. Причем биологическая линия развития появилась значительно позже чем логико-философская, и состояла в описании идеи отношения организма к среде. Третья линия развития этого понятия – интроспективно-психологическая.
Эволюция понятия отношение по логико-философской линии состоит в переходе от понимания его как позиции, занимаемой субъектом при рассмотрении тех или иных, в том числе достаточно сложных, объектов, к переносу его на окружающую человека реальность, на мир вещей, к «отрыву» его от субъекта затем в возвращении последнего с его состояниями сознания этому понятию. Кроме того, произошло признание этого понятия как отражающего объект-объектные и субъект-субъектные связи и зависимости.
В рамках интроспективно-психологической линии развития понятие «отношение», употреблялось как вспомогательное, интуитивно очевидное; как синоним закономерной связи явлений. Для И.Ф.Гербарта отношение – закономерная связь между элементами психического, которая дополняет открывающееся во внутреннем опыте содержание сознания.
У Г.Гефдинга отношение – это связь и взаимодействие элементов внутри сознания, которая и делает возможным существование психического; они даны субъекту в переживании единства психического.
Схожие взгляды имеются и у В.Вундта, для которого сущность психического – в отношениях, связывающих его элементы психического. Полагаем, что В.Вундт не исключает из рассмотрения взаимодействие субъекта с миром и другими объектами, на основании чего правомерно говорить о субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях.
Основоположником биологической линии изучения отношения в психологии является Г.Спенсер. Значение его воззрений во многом определяется разработкой им идеи отношения организма к среде, и ее распространение на систему психологии, введением ее в определение предмета этой науки. Определение Г.Спенсера требовало перехода к изучению системы отношений «организм-среда» [148, с.53].
Концепцию Г.Спенсера принял Н.Я.Грот, считавший психическую жизнь, одним из видов взаимодействия организма со средой. Исследуя это взаимодействие, он создал теорию психического оборота, ввел понятия «психическая деятельность», «психодинамика», то есть разработал теорию и способы описания актуального генеза психического.
Таким образом, биологическое, логико-философское и интроспективно-психологическое рассмотрение категории «отношение» легло в основу разработки теории «психологии отношений», наиболее полно представленной в отечественной психологии и экзистенциальной философии.
В следующей части книги обратимся к дефинициям таких близких по значению понятий как установка, отношение, аттитюд, что на наш взгляд является необходимым для более полного анализа изучаемой проблемы. В ходе анализа будет показано, что отношения личности реализуются и проявляются в установках, аттитюдах и социальных стереотипах.