Общая характеристика внимания

Важнейшей особенностью протекания психических процес­сов является их избирательный, направленный характер. Этот характер психической деятельности связывают с таким свой­ством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, па­мять, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и не отделимо от них. Внимание характеризует динамику протека­ния психических процессов.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (созна­ния), предполагающее повышенный уровень сенсорной, ин­теллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания прояв­ляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной де­ятельности воздействий и игнорировании (торможении, уст­ранении) других — несущественных, побочных, конкурирую­щих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функ­ция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важ­нейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мимических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсор­ное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследо­вании этого вида внимания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько си­нонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмо­циональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточить­ся. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение со­знания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмо­циональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, при­ятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение вни­мания. Еще большее значение для возникновения непроизволь­ного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и мо­ральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются сло­ва активное или волевое. Все три термина подчеркивают ак­тивную позицию личности при сосредоточении внимания на развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

ВОПРОС 24

Свойства внимания

Распределение вниманиявыражается в умении одновре­менно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания приоб­ретает особенно важное значение. Такими профессиями явля­ются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясня­ет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске,

С точки зрения физиологии распределение внимания объяс­няется тем, что, при наличии в коре головного мозга оптималь­ной возбудимости, в отдельных ее участках имеется лишь час­тичное торможение, в результате чего данные участки в состо­янии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость вниманияне означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает инте­рес.

Необходимым условием устойчивости внимания являет­ся разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Вос­приятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Фи­зиологически это объясняется тем, что под влиянием длитель­ного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участ­ке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, — пишет Станис­лавский, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раз­дражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внима­ния, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосре­доточенной и напряженной работе, что объясняется непрерыв­ной сменой возбуждения и торможения в коре головного моз­га.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже час­тые колебания внимания в короткие промежутки времени (1— 5 секунд) не сказываются заметным образом на его устойчиво­сти при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15—20 минут колебания внимания могут привести к не­произвольному отвлечению от объекта, что лишний раз дока­зывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внима­ния.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (про­извольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднаме­ренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в услови­ях применения новых способов действий. Преднамеренное пе­реключение внимания сопровождается участием волевых уси­лий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно проте­кает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Закономерность циркуляции,флуктуации внимания — через каждые 6—10 секунд мозг человека отключается от при­ема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показа­ли, чтокачества внимания зависят, от свойств нервной систе­мы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой до­полнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с силь­ной — даже повышают концентрацию внимания. Люди с инер­тной нервной системой испытывают затруднения в переключе­нии и распределении внимания.

ВОПРОС 25

Наши рекомендации