Методика «Мотивация к избеганию неудач»

Предложена Т. Элерс.

Инструкция

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каж­дой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте егс своем опросном листе знаком «+» или шифром (например, 1 /1 или 21 /2, где числитель это номер строки, а знаменатель — номер слова в строке).

Вид опросноголиста со спискомслов

№п/п
смелый бдительный предприимчивый
кроткий робкий упрямый
осторожный решительный пессимистичный
непостоянный бесцеремонный внимательный
неумный трусливый недумающий
ловкий бойкий предусмотрительный
хладнокровный колеблющийся удалой
стремительный легкомысленный боязливый
незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
оптимистичный добросовестный чуткий
М меланхоличный сомневающийся неустойчивый
трусливый небрежный взволнованный
опрометчивый тихий боязливый
внимательный неблагоразумный смелый
рассудительный быстрый мужественный
предприимчивый осторожный предусмотрительный
взволнованный рассеянный робкий
малодушный неосторожный бесцеремонный
пугливый нерешительный нервный
исполнительный преданный авантюрный
предусмотрительный бойкий отчаянный
укрощенный безразличный небрежный
осторожный беззаботный терпеливый
разумный заботливый храбрый
предвидящий неустрашимый добросовестный
поспешный пугливый беззаботный
рассеянный опрометчивый пессимистичный
осмотрительный рассудительный предприимчивый
тихий неорганизованный боязливый
оптимистичный бдительный беззаботный

Обработка результатов

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3;

5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11 /2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/ 1; 29/3; 30/2.

Для удобства диагностики целесообразно иметь, кроме бланка для ответов (опросного листа), и бланк-ключ следующего вида:

 
                             
                             
                             
 
                             
                             
                             

В бланке-ключе вырезаются окошечки в местах, соответствующих позициям, за выбор которых дается 1 балл (1/2; 2/1; 2/2 и т. д.) Этот трафарет накладывается на бланк для ответов, и попавшие в окошечки отметки испытуемого суммируются.

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, к за­щите.

Прн сумме: от 2 до 10 баллов — низкий уровень мотивации к избеганию неудач, к защите; При сумме: от 11 до 15 баллов — средний уровень мотивации; При сумме: от 16 до 20 баллов — высокий уровень мотивации; При сумме: свыше 20 баллов — очень высокий уровень мотивации.

Методика

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Методика предложена А. А. Реаном.

Инструкция

Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов — «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразу­мевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отка­за от них.

5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально трудные,

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени резуль­тативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний кон­троль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но до­стижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Обработка результатов. Ключ к опроснику

Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12,14,16, 18-20 и ответы «нет» на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

Выводы

Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то сле­дует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 бал­лов — то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов — ближе к стремле­нию к успеху.

Наши рекомендации