Основные закономерности возрастного развития
Предмет и разделы возрастной психологии. Исторический очерк.
Развитие – изменения, кот. со временем происходят в строении тела, мыш-ии или пов-ии чел. в результате биолигич. пр-сов в организме и воздействий окруж. среды.
Предмет – онтогенез психич. ф-ий и личности чел. (онтогенез - индивид. развитие чел.).
Задачи: описание каждого возрастного периода, мех-мов смены периодов, рассмотрение новообразований, факторов, кот. влияют на развитие чел.Факторы – некие пост-но действующие обст-ва: генетический, средовой (природа и социум), активность.
Связь с другими дисциплинами: - общая псих-я: изучение отдельных псих ф-ций, - педагогика+пед псих-я: объект исследования ребенок, - псих-я труда: насколько люди зрелого возраста сохранны, их ограничения.
Психология развития начала свой путь как вся научная психология (конец 19 – начало 20 веков). Закономерности развития ребенка дают ключ к законам развития психики взрослых. Родительские дневники внесли вклад в накопление информации. Направления психологии отражаются и в псих-гии развития. Бихевиоризм – главная роль в жизни ч-ка – научение. Ч-к рождается ни с чем. Экзистенциальные понятия не имеют смысла (вина, стыд, уважение). 2-е понятие – подкрепление. Что покрепиться, то и закрепиться. МБ «+» или «-». Альберт Бандура – бихевиорист новой ветви (послед треть 20века). Им разработаны методики избавления детей от страха и фобий. * страх собак преодолели с помощью наблюдения за реб-ком, играющим с собакой. В более взрослом периодеч-к сам себя контролир-ет. Психоанализ– ч-к проходит неск психо-секс стадий. Первые три проходят до полового созревания. Эти стадии выделил Фрейд. Отто Феннихель – австрийс психоаналитик, продолжал теорию Фрейда. Как сказывается детское развитие на взрослой жизни и хар-ре.
-Оральный хар-р: включ. черты – неумеренное, неразборчивое употребление, неразборчивость в потреблении; склонность к алкоголизму; склонность к непищевому раздражению ротовой полости; ненадёжнсть, небрежность в делах либо особая пунктуальность. Социокультурная детерминация: российская культура – оральная (особое отношение к еде), немецкая – анальная.
-Анальный хар-р: реб. приучают к горшку (анально-удерживающий, анально-отдающий). Стремление запачкать – ехидны, придирчивы (либо слишком дружелюбны). Точность, чёткость (много математиков, шахматистов, игроков). Особое отношение к золоту и украшениям. Такой чел. много говорит плохо о чел., к кот. хорошо относ-ся.
-Уретральный хар-р: приручение реб. мочиться в горшок. Особое отношение к воде (чел. либо выбирает соответствующую проф-ию либо помешан на войне – любит выезжать к морю, но может бояться плавать) – стремление к власти. Политики, руководители, олигархи.
-Фалический хар-р: в основном до этой стадии не доходит.
Основные закономерности возрастного развития.
Закономерности: 1.Ананьев: по мере взросления возрастная обусловленность психики заменяется индив-ной. Чем старше ч-к, тем более он индив-лен и меньше на него влияет возраст. Сергиенко доказала противопол-ную тз: величина генетич влияний минимальна в младенчестве и возрастает по мере развития. Однако возрастное и генетич влияние – это не одно и то же. 2.предыдущ стадии возрастного разв-я оказывают влияние на последующие (по Ананьеву) =>психич пр=сы лучше сохран-ся у тех, кто в молодости учился, кто работал в интеллект среде. Все люди вырабат. субличности – личностные образования, кот. формир. чел. как прозапас, они явл-ся необходимыми. Одно из средств адаптации чел. к ухудшившимся условиям. 3.закон неравномерности психич развития – у одного и того же ч-ка псих ф-ции нах-ся на разном Ур-не разв-я в одно и то же время. Изменение отд псих ф-ций имеет отдельные темпы на протяжении всей жизни ч-ка. 4.гетерохромность: в каждом возрастной период развив-ся те ф-ии, кот им. наибольшее значение именно в данный момент, что экономит суммарный запас энергии. Разная динамика развития у индивидов в одной группе.
Развитие чел. как личности достиг. пика к концу юношеского возраста.
3. Биографический метод. Он относ-ся к одному из м-дов исследования жизненного пути личности. Состоит в сборе данных о чел. на протяжении длительного времени. По направленности делят на: ретроспективный – направл. назад и проспективный – направл. вперёд. Ретроспективный осущ-ся в отношении выдающихся людей общества (или настоящего, если они согласятся), в отношении умерших. Проспективный – будущее, исп-ся гораздо реже. Богатство материала и близость к личности – «+» этого м-да.Сбор материалов о предыдущей жизни ч-ка, если он жив, и о всей его жизни, если мертв.3 вида данных: внешние факты жизненного пути ч-ка (образование, награды, браки, судимости), психологические корреляты внешних факторов жизненного пути ч-ка (отношения к фактам, реакции на события), продукты деятельности (сочинения, рисунки, стихи, фото, письма). Источники: испытуемый (если он жив), свидетельства современников (роднын, друзья, враги, знакомые), документы (продукты д-ти). Этот метод трудно обработать статистически, тк он позволяет получить лишь качественные данные. Ещё к м-дам исследования жизненного пути личности относ-ся каузометрия (Хроник): в жизни выдел-ся ряд событий, привязывающихся ко времени, исследуется какое событие как повлияло на какое событие. А так же к этим м-дам относ-ся м-д исслед-я линии жизни (Лосева). Графически проводится линия и по словам испытуемого выделяются годы и события (событийность). Толочек – влияние событий, кот. происходят в жизни чел.