Введение (пояснительная записка)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Рабочая программа дисциплины

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

По направлению

Форма обучения

Очно-заочная

Москва - 2014 г.

Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом

Гуманитарного института

ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»

Протокол №_____от «____» ____________2012г.

Составители:

Москвина Нина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».

Москвин Виктор Анатольевич – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПОРГУФКСМиТ.

Непопалов Владимир Николаевич – кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».

Сопов Владимир Федорович - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».

Рецензент:Нургалиев Владимир Султанович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО«ГУФКСМиТ».

Программа дисциплины «Конфликтология» профессионального цикла, базовая часть составлена в соответствии ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО понаправлению реклама и связь с общественностью

Содержание

Введение (пояснительная записка).............................................................................................. 6

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе........................................... 7

Раздел 2. Содержание дисциплины............................................................................................... 9

Тема 1. Конфликты в современном обществе......................................................................... 9

Тема 2. Социологическая традиция изучения конфликтов................................................... 10

Тема 3. Диагностика социальных конфликтов....................................................................... 11

Тема 4. Психология внутриличностного конфликта в деятельности специалиста по связям с общественностью.................................................................................................................................................. 12

Тема 5. Психология микросоциальных конфликтов.............................................................. 13

Тема 6. Предупреждение конфликтов.................................................................................... 14

Тема 7. Управление конфликтом............................................................................................ 15

Тема 8. Разрешение конфликта............................................................................................... 16

Тема 9. Прямые переговоры как метод разрешения конфликта........................................... 17

Тема 10. Медиация.................................................................................................................. 18

Тема 11. Фасилитация / модерация........................................................................................ 19

Тема 12. Конфликты в организации. Социально-экономические и организационные конфликты 19

Тема 13. Этно-конфессиональные и этно-религиозные конфликты..................................... 21

Тема 14. Социально-политические конфликты...................................................................... 23

Тематический план учебной дисциплины................................................................................. 25

Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине...................................................... 26

3.1. Практические занятия....................................................................................................... 26

Занятие 1. История конфликтологии.................................................................................. 26

Занятие 2. Структурная модель конфликта........................................................................ 26

Занятие 3. Динамическая модель конфликта...................................................................... 37

Занятие 4. Поведение в конфликтной ситуации................................................................. 51

Занятие 5. Оценка глубины конфликта (дидактическая игра)........................................... 57

Занятие 6. Социальные конфликты в зеркале российских социологических опросов..... 59

Занятие 7. Внутриличностные конфликты......................................................................... 62

Занятие 8. Разговор субличностей (тренинг)...................................................................... 63

Занятие 9. Акцентуации характера и темперамента и конфликтное поведение............... 66

Занятие 10. Феномен агрессии............................................................................................ 70

Занятие 11. Разрушающие переживания в конфликте. Метод РЭТ................................... 71

Занятие 12. Технологии эффективного общения в конфликте.......................................... 74

Занятие 13. Противодействие манипуляции в конфликте................................................. 74

Занятие 14. Введение в модели разрешения конфликта.................................................... 74

Занятие 15. Анализ кейсов «Стратегия и тактика переговоров»....................................... 83

Занятие 16. Тренинг «Технология прямых переговоров». Работа в тройках................... 89

Занятие 17. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка переговоров с подготовкой............................................................................................................................................... 92

Занятие 18. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров 94

Занятие 19. Тренинг «Организация переговоров (посредничество)». Тренировка организации переговоров............................................................................................................................................. 102

Занятие 20. Фасилитация................................................................................................... 107

Занятие 21. Конфликты в организации.............................................................................. 107

Задание 22. Комплексная диагностика организационного конфликта............................ 109

Занятие 23. Конфликты в сфере управления.................................................................... 111

Занятие 24. Конфликты в деятельности PR-специалиста................................................. 118

Занятие 25. Юрислингвистическая экспертиза конфликтного текста............................. 118

Занятие 26. Особенности возникновения политических конфликтов и методы их изучения 120

Занятие 27. Комплексная диагностика политического конфликта.................................. 120

Занятие 28. Конфликты на национальной почве.............................................................. 122

3.2. Словарь терминов и персоналий.................................................................................... 123

3.3. Материалы по всем формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля по учебной дисциплине............................................................................................................................. 127

3.3.1. Примерные темы рефератов.................................................................................... 135

3.3.2. Варианты контрольных работ, контрольно-обучающих заданий и тесты с методическими указаниями по их выполнению.............................................................................................................. 135

3.3.3. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине......................................... 163

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов........................ 165

5. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники......... 165

5.1. Рекомендуемая литература (основная)...................................................................... 165

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная).......................................................... 166

5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.................................................................................................. 168

5.5. Карты обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине................ 168


Введение (пояснительная записка)

Данный курс ориентирован на студентов четвертого года обучения в качестве общей профессиональной дисциплины курса при подготовке специалистов в области связей с общественностью. Конфликтология как теоретико-прикладная дисциплина о природе конфликтов, закономерностях их возникновения, развития, завершения, а также принципах, способах и приемах управления ими, представляет собой быстро развивающуюся область социогуманитарного знания. Конфликт как форма коммуникативного поведения может быть включен в общественную жизнь одновременно и в деструктивном, и в конструктивном ключе. В рамках курса конфликт рассматривается как неизбежный аспект социальной жизни, как управляемый и прогнозируемый процесс. Студенты обучаются эффективно использовать его ресурсы. В этом плане обучение специалистов в области массовых коммуникаций основам конфликтологии становится чрезвычайно значимым.

Курс "Конфликтологии" разделен на четыре учебных раздела: общая теория конфликта; психология конфликта; управление конфликтом (переговоры, медиация, фасилитация); социальные конфликты. В рамках курса основное внимание уделяется проблематике организационно- управленческих и социальных конфликтов, использованию возможностей PR в конфликтных и кризисных ситуациях.

Расчет количества баллов по дисциплине "Конфликтология"

I cеместр II семестр Сумма
n 8 лекций / по 10 баллов = 80 (*1,0) n 3 практических / по 12 баллов = 36 (*1,2) n 2 деловые игры / по 12 баллов = 24 (*1,2) n 1 тренинг / 12 баллов = 12 (*1,2) n 1 тест / по 12 баллов = 12 (*1,2) n зачет / 13 баллов = 13 (*1,3) n 7 лекций / по 10 баллов = 70 (*1,0) n 5 практических / по 12 баллов = 60 (*1,2) n 3 деловые игры / по 12 баллов = 36 (*1,2) n 2 тренинга / по 12 баллов = 24 (*1,2) n подготовка и защита проекта / 25 баллов = 25 (*2,5) n 2 теста / по 12 баллов = 24 (*1,2) n экзамен / 15 баллов = 15 (*1,5) n 15 лекций / по 10 баллов = 150 (*1,0) n 8 практических / по 12 баллов = 96 (*1,3) n 5 деловые игры / по 12 баллов = 60 (*1,2) n 3 тренинга / по 12 баллов = 36 (*1,2) n подготовка и защита проекта / 25 баллов = 25 (*2,5) n 3 теста / по 12 баллов = 36 (*1,2) n зачет / 12 баллов = 12 (*1,3) n экзамен / 15 баллов = 15 (*1,5)
ИТОГО: 177 балла ИТОГО: 254 баллов 431 баллов
+ 25 баллов на творческие задания исследование в рамках курсовой работы - 15 баллов, мониторинг уровня конфликтности в группе / микрогруппе – 15 баллов + 25 баллов на творческие задания исследование в рамках курсовой работы - 15 баллов, мониторинг конфликтности информационного поля региона / города – 15 баллов мониторинг конфликтов в организации – 15 баллов, разработанный и реализованный проект разрешения конфликта в организации – 25 баллов публикация статьи - 15 баллов, публикация тезисов - 10 баллов выступление на конференции – 10 баллов  
ИТОГО: 202 баллов ИТОГО: 279 баллов  
Перевод в оценки: n до 60% 0 – 121 баллов = «не зачт.» n выше 60% 122 – 217 баллов = «зачтено» Перевод в оценки: n до 50% 0 – 139 баллов = «2» n 50% 140 – 195 баллов = «3» n 70% 196 – 237 баллов = «4» n 85% 238 – 279 баллов = «5»  

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Наши рекомендации