Описание итоговой аттестации

Экзамен проводится в два этапа. Первый этап - письменное выполнение тестовых заданий. Второй - устное собеседование. Экзаменационный тест, состоит из 20 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов за тест – 20 баллов.

Устная часть экзамена - работа по экзаменационным билетам. Каждый билет включает 2 вопроса. Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос – 5 баллов. Максимальное количество баллов за устную часть экзамена – 10 баллов.

Критерии выставления баллов за устный ответ:

5 баллов – студент полностью раскрывает содержание вопроса, свободно оперирует базовыми понятиями, иллюстрирует свой ответ примерами. Отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

4 балла – студент достаточно полно раскрывает содержание вопроса. Испытывает незначительные затруднения в определении понятий, ответе на дополнительные вопросы по теме.

3 балла – содержание вопроса раскрыто частично, студент не может дать определения базовым понятиям, затрудняется ответить на наводящие и дополнительные вопросы.

2 балла – студент практически не может дать самостоятельного ответа на вопрос, раскрывает содержание, опираясь на наводящие вопросы преподавателя.

1 балл – студент не дает самостоятельного ответа, частично отвечает на 1-2 наводящих вопроса.

0 баллов – во всех остальных случаях.

ВОПРОСЫ (ПРИМЕРНЫЕ) К ЭКЗАМЕНУ

  1. Объект, предмет, структура педагогической социальной психологии. Предметная область и задачи педагогической социальной психологии. Основные понятия.
  2. История становления педагогической социальной психологии.
  3. Методы социально-психологического исследования в педагогической практике.
  4. Специфика, функции, стили, правила педагогического общения.
  5. Коммуникативные приёмы педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения. Типы воздействий педагога.
  6. Психологические барьеры общения.
  7. Модели общения, психолого-педагогические качества личности педагога для осуществления эффективного педагогического общения.
  8. Педагогическое воздействие в учебном и воспитательном процессе.
  9. Воспитание как процесс формирования социальных установок личности.
  10. Психологическая структура и функциональные компоненты педагогической деятельности.
  11. Психологические модели педагогической деятельности.
  12. Понятие успешности и эффективности педагогической деятельности.
  13. Проблема формирования стиля педагогической деятельности.
  14. Психологический анализ урока.
  15. Понятия «социализация», «адаптация», «дезадаптация».
  16. Проблемы мотивации учения.
  17. Личностно-ориентированный подход в обучении.
  18. Основные идеи дифференцированного обучения.
  19. Психологические причины неуспешной учебной деятельности.
  20. Психологические аспекты работы учителя с детьми «группы риска».
  21. Психологические проблемы работы учителя с одарёнными детьми.
  22. Современные требования к личности и деятельности педагога.
  23. Проблема развития педагогических способностей.
  24. Психологическая профессиональная компетентность педагога.
  25. Профессиональные деформации личности учителя и пути их предупреждения.
  26. Понятие, признаки и основные характеристики группы в социальной психологии. Классификация групп. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности.
  27. Понятие коллектива и критерии его определения. Свойства коллектива и методы их изучения. Роль педагога в формировании и функционировании детского (классного) коллектива.
  28. Социально-психологический климат в классе и эффективность педагогического воздействия.
  29. Школа как поликультурная среда. Технологии форирования основ толерантного сознания личности.
  30. Понятие «образовательная среда», типология и структура образовательной среды. Психологическая безопасность образовательной среды.
  31. Проблема манипулирования в школе. Признаки и причины манипуляции. Основные манипулятивные типы.
  32. Конфликты в педагогическом процессе и пути их разрешения. Стратегии поведения в конфликте.
  33. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского в контексте проблем педагогической социальной психологии.
  34. Современные теории и типы, концепции обучения.
  35. Соотношение обучения, развития и воспитания.
  36. Развитие познавательных процессов в обучении.
  37. Классификация и характеристика «трудных классов». Психолого-педагогические задачи в работе с «трудным классом».
  38. Понятие «учебная деятельность», структура. Критерии оценки и уровни сформированности учебной деятельности.
  39. Психологические основы контроля и оценки в обучении.
  40. Проблема усвоения знаний, формирования умений и навыков как результатов учения.
  41. Основные идеи современного развивающего обучения.
  42. Психологические основы контроля и оценки в обучении.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»

МОДУЛЬ I

1. Человек – единственное существо, способное:

1. передавать информацию о прошлых и будущих событиях

2. пользоваться орудиями труда

3. жить в сообществах

4. верны все ответы

2. Научный метод:

1. рационалистичен

2. состоит, главным образом, в проверке гипотез

3. субъективен

4. все ответы верны

3. Первая психологическая лаборатория была создана:

1. Вильгельмом Вундтом

2. в 1732 году

3. для изучения функций сознания

4. верны все ответы

4. Схема S-R делает упор на:

1. объективное описание поведения

2. бесполезность концепции сознания

3. соответствие между реакцией и данным стимулом

4. все ответы верны

5. Педагогический психолог:

1. может оказать психологическую поддержку учащемуся

2. проводит диагностические тесты и опросы

3. стремится вводить эффективные методы обучения

4. верны все ответы

6. Изучением связей между деятельностью нервной системы и поведением занимается, главным образом:

1. зоопсихология

2. парапсихология

3. психофармакология

4. психофизиология

7. Публикация сообщения о результатах эксперимента:

1. необходима только в случае получения убедительных результатов

2. не должна содержать описание используемого метода

3. не должна вызывать новых вопросов

4. все ответы неверны

8. Выбрать слова, которые обозначают психические явления:

Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег,

информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение,

сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие,

настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение,

чувствительность.

9. Разделите данный список на две группы понятий, характеризующие материальные и идеальные явления:

Забывание, возбуждение коры головного мозга, ощущение, гордость,

запоминание, мышление, счастье, горе, суждение, торможение нервного

импульса, инстинкт, оборонительный рефлекс, физиологические процессы

мозга, рецептор, старение организма, наследственность, гены,

субъективное, большие полушария мозга, психический процесс, книга.

10. Из данных понятий построить ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему:

Психика, знание, отражение, сознание, психологическая наука, общая

психология.

11. Из указанных в скобках слов выбрать те, которые находятся к

данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце:

а) Материя – … (природа, вещество, отражение, действие).

Образец: мозг – психика.

б) Нервный процесс – … (рефлекс, отражение, объективное,

материальное, психическое).

Образец: сознание – субъективное.

в) Сознание – … (физиологическое, реальное, идеальное, активное).

Образец: мозг – материальное.

г) Психическое – … (активное, производное, объективное).

Образец: физическое – первичное.

12. Из данных понятий построить несколько рядов так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему в конкретном ряду:

Сознание, отражение, психика, информация, мысль, раздражимость,

биологическое отражение, инстинкт, тропизмы, понятие.

13. Наше восприятие мира связано:

1. с культурой, к которой мы принадлежим

2. с практикой

3. с опытом

4. с нашими индивидуальными особенностями

5. Верны все ответы

14. Порог чувствительности:

1. представляет собой предел чувствительности рецептора

2. определен генетически

3. может меняться с возрастом

4. все ответы верны

15. Бинокулярное зрение:

1. единственное позволяет воспринимать глубину

2. неэффективно на расстоянии более 15 метров

3. может быть заменено монокулярными признаками

4. все ответы верны

16. По мнению В. Вундта, отличия ощущений и чувств связаны с тем, что:

1. чувства относятся к субъекту

2. ощущений больше

3. ощущения простые, а чувства сложные

Ответы к тестам

13 – 4, 14 – 4, 15 – 3, 16 – 1.

17. При решении проблемы этап подготовки:

1. это первый этап в процессе решения

2. может занимать несколько дней

3. позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме

4. все ответы верны

18. Когда мы находим решение наугад, то это:

1. результат случайного перебора

2. стратегия проб и ошибок

3. часто приводит к непредвиденным последствиям

4. все ответы верны

19. Согласно Ж.Пиаже, развитие мышления связано главным образом:

1. с развитием речи

2. с взаимодействием организма и окружающей среды

3. с угасанием процесса ассимиляции

4. все ответы неверны

20. Согласно взглядам бихевиористов:

1. мысль – это внутренний диалог

2. речь – это мысль, высказанная вслух

3. мысли всегда сопутствуют неявные движения

4. все ответы верны

МОДУЛЬ II

Продолжительность детства человека зависит от …

а) скорости его биологического созревания;

б) Социально-экономического статуса семьи;

в) уровня полученного им образования;

г) уровня развития общества, в котором он живет.

2. Окончание детства в человеческом обществе определяется…

А) физиологическим созреванием организма;

Б) завершением человеком своего образования;

В) приобретением индивидом способности выполнять функции члена общества;

Г) достижением зрелости «Я».

3. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства…

А) новообразования, ведущий тип деятельности;

Б) новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;

В) динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития;

Г) новообразования, социальная ситуация развития.

4. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит…

А) З. Фрейду;

Б) Ж. Пиаже;

В) Э. Эриксону;

Г) Л.С. Выготскому.

5. Среди основных новообразований младенческого периода выделяются…

А) первая социальная улыбка;

Б) ползание;

В) акт хватания;

Г) способность к научению.

6. В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем…

А) опережает развитие двигательной системы;

Б) отстает от развития двигательной системы;

В) и развитие двигательной системы идут синхронно;

Г) отстает как от развития двигательной системы, так и от речевого развития младенца.

7. Наибольшим развивающим эффектом для ребенка раннего возраста обладают…

А) неоформленные предметы для игры, допускающие фантазирование;

Б) настоящие или уменьшенные взрослые предметы-орудия;

В) компьютерные игры;

Г) игрушки.

8. Период раннего детства – сензитивный период для…

А) усвоения моральных норм;

Б) развития творческого мышления;

В) развития произвольности;

Г) развития речи.

9. Одним из основных механизмов психического развития ребенка после трех лет становится…

А) подражание;

Б) идентификация;

В) оперантное научение;

Г) формирование условного рефлекса.

10. Эгоцентризмом, по Ж. Пиаже, называют…

А) разрыв между моральным сознанием ребенка и его реальным поведением;

Б) неспособность ребенка встать на объективную точку зрения;

В) пристрастность детских суждений «мое все хорошее»;

Г) формирование эгоистических черт характера.

11. Новообразованием является…

А) новый тип личности и ее деятельности, которые впервые возникли на данной возрастной ступени;

Б) своеобразное для каждого возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью;

В) целостные динамические тенденции, определяющий структуру направленности наших реакций в данный возрастной период;

Г) совокупность новых, приобретенных ребенком именно на данном этапе ЗУНов.

Наши рекомендации