Тема 2.1. Социальная матрица развития личности: этапы и механизмы процесса
Активная форма обучения
Вопросы для обсуждения:
· Проблема взаимосвязи аттитюдов и поведения
· Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения
· Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюдов и поведения
· Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения
· Установки, предсказывающие поведение
· Уменьшение социальных влияний на выраженные установки
· Изучение установок, характерных для поведения
· Повышение силы установки
Литература по теме семинара:
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 169-193
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С.154-163; 286-291
Кейс-стади: Установка и ее роль в поведенческих реакциях субъекта (практическое упражнение).
Практическое занятие 5
Тема 2.2. Социальные роли: многоаспектность явления
Семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
· Ролевые теории личности.
· Социальная роль как функциональная единица.
· Конвенциональность социальной роли: права и обязанности.
· Принятие роли и ролевое поведение.
· Ролевое ожидание.
· Ролевое напряжение.
· Ролевые конфликты.
· Гендер и гендерные стереотипы: роли мужчины и женщины в социальном мире.
Литература по теме семинара:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.- С.71-72
2. Батлер Д. Гендерное беспокойство/Антология гендерной теории. Минск,2000.С. – 297-340
3. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социальное конструирование гендера. М., 1998
4. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 23-27
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2009. С. 164-166; 228-247; 256-263; 442-448
6. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 191 – 192, 499.
7. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005. С.516-517
8. Хубер Д. Теория гендерной стратификации / Антология гендерной теории. Минск, 2000. С.77-96
9. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 2009. С.45-53.
10. Хорни Карен. Психология женщины. Изд-во: Абак Пресс, 2009.
Самостоятельная работа студентов
Практическое задание: Определение социальной роли.
Выполните тест и интерпретируйте полученные вами результаты.
Тест: «Капитан, рулевой, пассажир» (см.: Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 191 – 192, 499).
Практическое занятие 6
Тема 2.3. Взаимодействие аттитюдов и поведения: влияние поведения на аттитюды
Вопросы для обсуждения
Проблема влияния поведения на аттитюды
· Поведение как следствие установки. Психология самоубеждения.
· Утверждение становится убеждением.
· Феномен «Нога в дверях».
· Самопрезентация как источник формирования установок на самовосприятие.
· Самовосприятие и самоатрибуция.
· Изменение установок как механизм преодоления когнитивного диссонанса. Психология самооправдания. Эффект сверхоправдания.
· Диссонанс после принятия решения.
Литература по теме семинара:
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 194-210
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2009. С. 393-415
Практическое занятие 7
Тема 2.4. Девиантное развитие и дезадаптация личности
Вопросы для обсуждения
· Психическая средовая адаптация как условие взаимодействия человека и социума.
· Столкновение антропологического и социального начал в природе человека.
· Противоречие внешней и внутренней позиции.
· Внутренний мир людей, не оправдывающих социальных ожиданий.
· Диспозиционные и ситуационные факторы дезадаптации.
· Адаптивный ресурс индивида, порог ресурса.
· Борьба за роли в социальных отношениях как источник дезадаптации.
· Депривация социальных потребностей и защитные формы реагирования.
· Неконструктивные формы адаптивного поведения.
· Конфликт со средой и конфликт с культурой.
· Девиантное развитие личности как следствие дезадаптации.
· Социально-неадекватная Я-концепция.
· Психологический комплекс средового отчуждения.
· Социально-психологические особенности и формы девиантного и противоправного поведения.
· Адаптация и реабилитация девиантной и социально - дезадаптированной личности.
Практическое задание: Выявление личностного уровня адаптивности.
Ответьте на вопросы, выявите уровень адаптивности и проанализируйте полученные Вами результаты. Тест. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (см.: Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 295-302; 507).
Литература по теме семинара
1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 295-302.
2. Маклакова А.Г., Черемянина С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) Электронный ресурс: http://vsetesti.ru/378/
3. Электронный ресурс: http://www.xapaktep.net/home.php
4. Натаров В. И.Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещенной производственно - ученой деятельности. Автореф. канд дисс… на звание кандидата психологических наук. СПб.: Изд-во Северо-западный политехнический университет. 1988. – 22 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 303 - 308.
Практическое занятие 8