Тема 2.1. Социальная матрица развития личности: этапы и механизмы процесса

Активная форма обучения

Вопросы для обсуждения:

· Проблема взаимосвязи аттитюдов и поведения

· Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения

· Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюдов и поведения

· Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения

· Установки, предсказывающие поведение

· Уменьшение социальных влияний на выраженные установки

· Изучение установок, характерных для поведения

· Повышение силы установки

Литература по теме семинара:

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 169-193

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С.154-163; 286-291

Кейс-стади: Установка и ее роль в поведенческих реакциях субъекта (практическое упражнение).

Практическое занятие 5

Тема 2.2. Социальные роли: многоаспектность явления

Семинар-практикум

Вопросы для обсуждения:

· Ролевые теории личности.

· Социальная роль как функциональная единица.

· Конвенциональность социальной роли: права и обязанности.

· Принятие роли и ролевое поведение.

· Ролевое ожидание.

· Ролевое напряжение.

· Ролевые конфликты.

· Гендер и гендерные стереотипы: роли мужчины и женщины в социальном мире.

Литература по теме семинара:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.- С.71-72

2. Батлер Д. Гендерное беспокойство/Антология гендерной теории. Минск,2000.С. – 297-340

3. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социальное конструирование гендера. М., 1998

4. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 23-27

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2009. С. 164-166; 228-247; 256-263; 442-448

6. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 191 – 192, 499.

7. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005. С.516-517

8. Хубер Д. Теория гендерной стратификации / Антология гендерной теории. Минск, 2000. С.77-96

9. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 2009. С.45-53.

10. Хорни Карен. Психология женщины. Изд-во: Абак Пресс, 2009.

Самостоятельная работа студентов

Практическое задание: Определение социальной роли.

Выполните тест и интерпретируйте полученные вами результаты.

Тест: «Капитан, рулевой, пассажир» (см.: Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 191 – 192, 499).

Практическое занятие 6

Тема 2.3. Взаимодействие аттитюдов и поведения: влияние поведения на аттитюды

Вопросы для обсуждения

Проблема влияния поведения на аттитюды

· Поведение как следствие установки. Психология самоубеждения.

· Утверждение становится убеждением.

· Феномен «Нога в дверях».

· Самопрезентация как источник формирования установок на самовосприятие.

· Самовосприятие и самоатрибуция.

· Изменение установок как механизм преодоления когнитивного диссонанса. Психология самооправдания. Эффект сверхоправдания.

· Диссонанс после принятия решения.

Литература по теме семинара:

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 194-210

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2009. С. 393-415

Практическое занятие 7

Тема 2.4. Девиантное развитие и дезадаптация личности

Вопросы для обсуждения

· Психическая средовая адаптация как условие взаимодействия человека и социума.

· Столкновение антропологического и социального начал в природе человека.

· Противоречие внешней и внутренней позиции.

· Внутренний мир людей, не оправдывающих социальных ожиданий.

· Диспозиционные и ситуационные факторы дезадаптации.

· Адаптивный ресурс индивида, порог ресурса.

· Борьба за роли в социальных отношениях как источник дезадаптации.

· Депривация социальных потребностей и защитные формы реагирования.

· Неконструктивные формы адаптивного поведения.

· Конфликт со средой и конфликт с культурой.

· Девиантное развитие личности как следствие дезадаптации.

· Социально-неадекватная Я-концепция.

· Психологический комплекс средового отчуждения.

· Социально-психологические особенности и формы девиантного и противоправного поведения.

· Адаптация и реабилитация девиантной и социально - дезадаптированной личности.

Практическое задание: Выявление личностного уровня адаптивности.

Ответьте на вопросы, выявите уровень адаптивности и проанализируйте полученные Вами результаты. Тест. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (см.: Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 295-302; 507).

Литература по теме семинара

1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 295-302.

2. Маклакова А.Г., Черемянина С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) Электронный ресурс: http://vsetesti.ru/378/

3. Электронный ресурс: http://www.xapaktep.net/home.php

4. Натаров В. И.Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещенной производственно - ученой деятельности. Автореф. канд дисс… на звание кандидата психологических наук. СПб.: Изд-во Северо-западный политехнический университет. 1988. – 22 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 303 - 308.

Практическое занятие 8

Наши рекомендации