Тема 6. Профессиональная этика психолога
90. Что такое профессиональная этика?
l Профессиональная этика – это нормы, правила профессионального поведения.
l Профессиональная этика, первоначально возникла как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп.
91. Основные уровни рассмотрения этических проблем в психологии.
l Правовой;
l Моральный;
l Нравственный.
92. Правовой уровень рассмотрения этических проблем в психологии
l Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании»,«Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ».
93. Моральный уровень рассмотрения этических проблем в психологии
l Моральный уровень, отражен в этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)»и т. п.
l Опыт показывает, что многие из этих принципов нуждаются в уточнении и комментариях иначе часть психологов воспринимает их буквально, что нередко приводит к недоразумениям и даже к негативным последствиям.
94. Нравственный уровень рассмотрения этических проблем в психологии
l Нравственный уровень, предполагает ценностно–смысловую зрелость психолога, сформированное ценностно–нравственное ядро личности.
l Нравственный предполагает у психолога , с одной стороны, отсутствие стремления навязывать свою точку зрения клиенту, с другой стороны, предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе.
95. Этические принципы
l Этические принципы представляют собойоценочные суждения позволяющие регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей.
l Этические принципы психолога описаны в этическом кодексе психолога и являются обязательными для всех психологов-практиков.
96. Этический кодекс
l Этический кодекс - это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов.
97. Этические принципы профессиональной деятельности психолога
В психологии нет единой, общепризнанной системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются.
Наиболее часто упоминаются следующие принципы:
l Принцип конфиденциальности;
l Принцип ненанесения ущерба;
l Принцип компетентности психолога;
l Принцип беспристрастности психолога;
l Принцип социальной ответственности.
98. Этические стандарты, принятые американской психологической ассоциацией
l Ответственность;
l Компетентность;
l Конфиденциальность;
l Публичные заявления;
l Ошибочные представления;
l Моральные и правовые стандарты;
l Благополучие клиента;
l Взаимоотношения с клиентом;
l Безличностное обслуживание;
l Объявления об обслуживании;
l Внутрипрофессиональе отношения;
l Оплата;
l Неразглашение теста;
l Интерпретация тестов;
l Публикация теста;
l Меры предосторожности в исследованиях;
l Значимость публикаций;
l Ответственность перед организацией;
l Деятельность по продвижению
99. Этические проблемы в научно–исследовательской деятельности психолога
l Чрезмерное экспериментирование.
l Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей
l Страх перед исследованием наиболее острых социально–психологических проблем.
l Проблема недобросовестности исследования.
l Некорректное соавторство и откровенный плагиат.
l «Кастовость» и «семейственность» в науке.
l Проблема «профессиональных секретов
l Проблема необоснованного «продвижения» в науке.
l Проблема излишней формализации научно–исследовательской деятельности.
l «Подстраивание» под чей–то научный авторитет или прикрытие этим авторитетом далеких от науки целей.
l Откровенная травля своих коллег по работе
l «Научное обоснование» и участие некоторых психологов в глобальных общественных манипуляциях.
100. Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии
l Проблема власти над сознанием клиента
l Проблема самокрасования
l «Соблазн» следования «методическим модам»
l Проблема платности психологических услуг
l Проблема близких отношений психолога с клиентом
l «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье
l Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента
l Проблема «раннего прозрения клиента»
l Проблема «позднего прозрения» клиента
l «Прозрение» самого психолога
l Неверие в возможности клиента
l Работа без должной теоретической и методической подготовки
l Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи
Традиционно, свой первый практический опыт студенты факультета психологии получают в ходе производственной и преддипломной практики. Места прохождения практик:
- Социальные службы;
- Центры психологической помощи;
- Семейные центры;
- Образовательные учреждения;
- Кадровые фирмы.
На практике студенты учатся работать с профессионалами в области психологии, общаются с людьми и активно применяют освоенные навыки. Нередко бывает так, что будучи непосредственными участниками событий, студенты помогают людям разобраться в своих личных проблемах, а также наладить отношения между работником и работодателем.
После завершения практических занятий и успешного выпуска, студенты имеют большие шансы продолжить свою карьеру в местах прохождения преддипломной практики, либо организовать собственную компанию.