Профессиональная этика психолога – консультанта

Психологическое консультирование как процесс психологической помощи строится на этической основе, так как морально-нравственные принципы играют важную роль в жизни каждого человека и всегда носят индивидуально-личностный характер. В силу специфики своей профессии консультант часто сталкивается со сложными этическими проблемами, иногда создающими препятствия для работы.

В консультативном процессе участвуют, по меньшей мере, два человека: консультант и клиент, поэтому следует различать этику консультанта и этику клиента. Консультанту необходимо помнить, что, помимо его собственных нравственных принципов, существуют профессиональные этические нормы при оказании психологической помощи. У клиента также есть собственные этические принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь. В ситуации консультирования происходит соприкосновение этических норм и принципов психолога и клиента.

В большинстве стран разработаны и применяются кодексы этических принципов, в которых определены границы ответственности и конфиденциальности психолога; его профессиональная компетентность; решение вопросов оплаты и рекламы. Мы приведем перечень основных этических принципов.

1. Конфиденциальность. Это одно из основных правил, позволяющее клиенту чувствовать себя в безопасности в ситуации консультирования. Если психолог хочет наладить с клиентом доверительные отношения, ему необходимо уметь соблюдать правило конфиденциальности. В том случае, когда психолог хочет провести аудио- или видеозапись сессии, наблюдение третьими лицами через зеркало одностороннего видения, ему необходимо получить предварительно письменное разрешение клиента. В соглашении необходимо указать цель использования записи: только для супервизора, на занятиях со студентами, на конференции, для публикации в качестве иллюстрации и др.

Существуют определенные границы использования правила конфиденциальности. В большинстве стран принцип конфиденциальности нарушается, когда:

· существует угроза для жизни клиента или других людей;

· психолог получил информацию о противозаконных действиях;

· совершается насилие (жестокое обращение, развращение и др.) над несовершеннолетними детьми;

· клиент болен и нуждается в госпитализации.

2. Ответственность психолога перед клиентом. Когда психолог начинает работать с клиентом, он принимает на себя ответственность за собственные услуги. Ответственность включает в себя:

· установку психолога на доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

· отказ от превышения собственных полномочий (например, выдачи готовых советов и рекомендаций клиентам);

· принятие клиента таким, какой он есть, независимо от его пола, возраста, вероисповедания, национальности;

· направление клиента к другим специалистам, если психолог не может или не хочет оказывать профессиональную помощь;

· ориентация во время консультирования не на социально принятые нормы и правила, а на жизненные принципы и идеалы клиента;

· разграничение психологом профессиональных и личных отношений.

3. Профессиональная компетентность психолога. Уровень профессиональной подготовки психолога-консультанта должен соответствовать профессиональным стандартам. Психологу необходимо адекватно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности, четко осознавать границы своих профессиональных возможностей и не пытаться решать проблемы в тех сферах, где он может оказаться некомпетентным. Психолог должен обратиться за помощью к супервизору или коллеге в тех случаях, когда.

· он столкнулся с такими собственными нерешенными проблемами или конфликтами, которые мешают проведению консультирования;

· проблема клиента выходит за рамки его профессиональных возможностей.

Психолог-консультант должен повышать уровень своей профессиональной квалификации: изучать профессиональную литературу, участвовать в профессиональных семинарах, конференциях и съездах, принимать участие в обучающих программах и др.

4. Вопросы оплаты. В нашей республике существуют центры, где клиент может получить бесплатную психологическую помощь. В то же время развивается рынок платных психологических услуг. Психолог может заключать финансовые соглашения с клиентами с учетом, как своей квалификации, так и платежеспособности клиента.1 Стоимость услуг психолога оговаривается в начале консультирования. Психолог-консультант не должен завышать стоимость своих услуг, а также требовать плату за направление клиента к коллегам или другим специалистам.

5. Реклама профессиональной деятельности. Психолог должен объективно информировать работодателей и клиентов о себе и характере предоставляемых услуг. В характеристике (резюме) нужно указывать лишь те знания, навыки и умения, которые психолог получил в соответствии с утвержденными программами образования.[2] В случае появления неточной информации необходимо внести коррективы, соответствующие реальному положению дел. Реклама профессиональной деятельности в периодических изданиях, буклетах, визитках должна отражать уровень квалификации и опыт работы психолога, его координаты, часы приема, стоимость услуг.

Несмотря на то, что почти во всех странах существуют кодексы профессиональной этики психолога, существуют объективные причины, затрудняющие следование "всегда и везде" этическим принципам и нормам. На эти причины указали R.L.George и T.S.Cristiani:

· каждый консультативный контакт уникален, поэтому сложно соблюдать одинаковые нормы поведения во всех ситуациях консультирования;

· в тех случаях, когда консультант работает в каком-либо учреждении (школе, поликлинике, центре и др.), ценностные ориентации учреждения могут не совпадать или вступать в противоречие с этическими нормами консультанта;

· существуют такие этически противоречивые ситуации, в которых консультант, придерживаясь одной нормы, обязательно нарушает другую, то есть этические нормы нарушаются при любом выборе.

Такие дилеммы свидетельствуют об ограниченности кодексов профессиональной этики в профессиональной деятельности психолога-консультанта.

К настоящему времени (2002 г.) в Беларуси нет общепринятых профессионально-этических норм деятельности практических психологов. Существуют методические рекомендации Министерства образования, где излагаются этические нормы, которыми должен руководствоваться школьный психолог. Однако пока еще сообщество психологов (и общество в целом) не осознало необходимость правовой, этической и профессиональной регуляции деятельности психологов-консультантов.

Наши рекомендации