Межличностный конфликт
Это ситуация противоречий, разногласий и столкновения между людьми.
МК имеет 2 стороны:
1. Содержательная (предмет спора);
2. Психологическая (личностные особенности участников, личные взаимоотношения, особенности эмоциональных реакций на конфликт в каждой из сторон).
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, Внутриличностный конфликт, его особенность.
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы ни разу в жизни не переживал внутриличностного конфликта. Более того, с такими конфликтами в своей жизни человеку приходится сталкиваться постоянно.
Специфичность структурных компонентов;
- Латентность;
- Специфичность форм проявления;
- Специфичность форм протекания.
Современная классификация (типологизация) внутриличностного конфликта весьма разнообразна.
Одной из наиболее распространенных является 3-уровневая классификация внутриличностного конфликта, которая построена на основе возникновения противоречий между потребностью и социальной нормой.
Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которые взяли в качестве основания для классификации ценностно-мотивационную сферу личности.
Если любой из приведенных конфликтов длительное время не разрешается, он может привести к стрессу, фрустрации и достаточно опасной его форме - НЕВРОТИЧЕСКОМУ конфликту - характеризуемому высшим напряжением и противоборством внутренних сил личности.
Конструктивный (функциональный, продуктивный) конфликт способствует максимальному развитию субъектов конфликта и конструктивным личностным затратам по его разрешению.
Деструктивный (дисфункциональный, непродуктивный) конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис, приводит, как правило, к невротическому конфликту.
Теория потребностей К. Хорни.
В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму.
С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности является социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших потребностей ребёнка:
Потребность в удовлетворении
Имеет значение в обеспечении физического выживания, но не играет основную роль в формировании личности.
Потребность в безопасности
Является главной потребностью в развитии ребенка, удовлетворение которой ведет к формированию здоровой личности.
Основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут".
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке".
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация.
Конфликтные личности.
Грубиян-«танк» идет напролом, не обращая внимания на то, что попадается по пути. Он часто не слышит, что вы говорите. Лучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Если это невозможно, то надо подготовиться к этой встрече, и прежде всего эмоционально. Стремитесь к скорейшему завершению разговора. Но даже по окончании беседы не давайте волю эмоциям.
Существует тип «грубияна-крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора, а проявить понимание и сочувствие, хоть это и непросто.
«Привычный крикун» просто не умеет решать свои проблемы иначе, кроме как переходя на крик при первой возможности. На самом деле он совершенно безопасен, поскольку довольно беспомощен. Зная, с кем вы имеете дело, можно не обращать внимания на его манеры и спокойно двигаться к цели.
Менее агрессивный, но достаточно нервирующий тип – «всезнайка», который постоянно перебивает, принижает ценность сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство и компетентность. С ним лучше не спорить, а всячески интересоваться его мнением и прибегать к его экспертным оценкам.
«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Пессимисту надо дать время на размышления. Или же опередить его в негативных прогнозах: это сделает пессимиста вашим союзником.
Управление эмоциями.
Если человек в бодром, ресурсном состоянии, то в большинстве случаев управлять эмоциями ему нетрудно.Если человек уставший, больной или в состоянии аффекта, как либо управлять собой ему затруднительно. С другой стороны, уже дети легко запускают свой плач родителям, для них это элементарно. Актеры, индейцы, дипломаты и другие люди, прошедшие специальную подготовку, своими эмоциями владеют гораздо лучше, чем обычные люди, такой подготовки не имеющие. Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые - управляемы любым ребенком. Гасить уже возникшее и раскрученное эмоциональное состояние - затруднительно, вызвать у себя нужную эмоцию в подходящей ситуации – несложно.
В более широком смысле управление эмоциями включает не только прекращение возникших эмоций. Это уже - предотвращение, запуск, изменение способа протекания и прекращение произвольных эмоциональных переживаний.
Управление эмоциями, контроль эмоций, подавление эмоций - все это вещи разные. Управление осуществляется в отношении послушных (произвольных) эмоций, контроль - в отношении непослушных (непроизвольных) эмоций средней силы, подавление - в отношении сильных непослушных эмоций.