Деятельности в организации

Руководить – значит уметь менять стереотипы и привычки.

Организация является частью социальной системы. Она объединяет людей на основе их интересов, характера деятельности и многим другим признакам. Традиционно развитие организации рассматривается в трех направлениях:

– техническом (совершенствование средств и технологий производства, оборудования, материалов, механизация, автоматизация и т.п.);

– экономическом (формы собственности, уровень специализации, система организации и оплаты руда, структура и методы управления);

– социальном (традиции, предпочтения, профессиональная квалификация, способы удовлетворения потребностей, межличностные и межгрупповые отношения, моральный климат и т.д.). Центральным звеном любой организации является индивид со своей психологией. Психологическая структура и развитие личности (интеллект, способности, воля, характер, направленность, мотивы, миссия и т.д.), духовное и нравственное состояние коллектива не менее важны для эффективного развития организации, чем экономические показатели.

В психологии коллективной деятельности можно выделить 12 принципов-пожеланий, позволяющих осуществлять принципы кооперации и сотрудничества в управлении (39). Безусловно, их количество можно расширить.

1. Цель совместной работы должна быть понятна для всех работников и всеми принята.

2. Партнеры по совместной деятельности должны знать задачи друг друга.

3. При работе должны соблюдаться хорошие взаимоотношения, понимание и свободный обмен информацией.

4. Необходимо постоянно быть готовым пойти на компромисс и изменить свое решение в пользу другого сотрудника.

5. Необходимы правила игры, которых придерживаются все.

6. Необходимо учитывать сильные стороны партнера и наращивать их, знать проявление слабых сторон и помогать от них избавляться.

7. Вся информация о деятельности должна быть легкодоступна.

8. Не стремиться добиваться успеха за счет товарищей.

9. Каждый несет максимальную ответственность за свой участок работы, сроки исполнения.

10. В случае удачи все участвующие получают вознаграждение или поощрение.

11. Все участники максимально полно ознакомлены с условиями совместной работы.

12. Лично принимаемые решения должны быть обоснованны и понятны всем.

В школах бизнеса сформировались два крупнейших направления по организации совместной деятельности. Первое ориентировано на расчеты по получению оптимальных объемов прибыли. Математические модели и компьютерная обработка позволяют эффективно использовать данное направление. Второе направление при решении производственных проблем во главу угла ставит человека, удовлетворение его потребностей, возможностей самореализации. Эффективность второго направления невозможно смоделировать при помощи компьютерной диагностики, для этого необходим гибкий, синтетический ум человека. Направление, объединяющее оба подхода в единую модель, было разработано профессором Р.Блейком и его сотрудницей Джейн С.Моутон, которые пришли к выводу, что любой результат складывается в «силовом поле» между человеком и производством. Первая силовая линия ведет к максимальному объему производства, вторая направлена на полное удовлетворение человеческих потребностей и желаний. Такая модель управления получила название «управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон» и хорошо известна в настоящее время. Графически соотношение двух факторов изображено в форме решетки, где одна ось обозначает внимание к людям, вторая – внимание к производственному процессу (рис. 2). Каждый из двух факторов имеет девять градаций. Таким образом формируется пространство из 81 клетки, каждая из которых характеризует тот или иной стиль лидерства или управления. Столкновение «силовых линий» позволяет определить пять основных (всего 81) характерных типов управленческого поведения (9.9; 9.1; 1.9; 5.5; 1.1).

1.9               9.9
                 
Деятельности в организации - student2.ru                
                 
        5.5        
                 
                 
                 
1.1               9.1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Внимание к производственному процессу

Рис. 2. Управленческая решетка Блейка и Моутон

По мнению авторов, управляющий должен стремиться реализовать на практике модель «9.9», которая ведет к наилучшему успеху в достижении и целей организации, и целей индивидов. Реализация данной модели немыслима без соответствующего постоянного обучения и воспитания всего персонала, развития способностей к разнообразным видам и формам сотрудничества не только внутри своей организации, но и с распространением сотрудничества далеко за ее пределы. Этот метод стал популярен в различных программах определения и развития навыков эффективного управления.

Полюс 1.1 характеризует минимальное внимание к производственному процессу и минимальное внимание к людям.

Полюс 9.1 означает максимальное внимание к производственному процессу и минимальное к людям.

Полюс 1.9 означает максимальное внимание к людям и минимальное к производственному процессу.

Полюс 9.9 означает максимальное внимание к производственному процессу и максимальное внимание к людям.

Полюс 5.5 означает средний уровень внимания к производственному процессу и к людям.

Разрабатывая модели управления человеческим поведением, персоналом, совместной деятельностью многие менеджеры мало интересуются биологической, физиологической, психологической, духовной природой человека, индивидуальным и коллективным сознанием. Но прежде чем строить модели управления (регуляцию) деятельностью человека или организации, необходимо хорошо представлять особенности жизнедеятельности человека как интегрированной и уникальной саморазвивающейся индивидуальности.

В отношении живого организма под управлением понимается совокупность действий, направленных на достижение определённой цели. Но так как жизнь человека связана с развитием его сознания, то управленческие действия должны способствовать эволюции организма (человека). В организме на физиологическом уровне в процессах управления участвуют три основных вида регуляции: местная, гуморальная и нервная. Местная регуляция осуществляется в трех вариантах: а) за счет наличия в органе рефлекторной дуги; б) по типу гуморальной регуляции, когда в мышцах накапливаются метоболиты (молочная кислота, аденозиндифосфаты, ионы калия и т.д.; в) за счёт использования физико-химических, биохимических и физиологических свойств объекта регуляции. Гуморальная регуляция – это управление деятельностью органа или системы за счёт воздействия через специфические рецепторы посредством гормонов, которые выделяются в русло крови. Нервная регуляция – это управление с помощью ЦНС. Существует два варианта нервной регуляции: соматическая – регуляция скелетной мускулатуры и анализаторов, и вегетативная – регуляция деятельности внутренних органов. Общие принципы управления в машинах, живых системах и обществе изучает кибернетика. Биологическая кибернетика изучает процессы управления в организме. Социальная кибернетика исследует механизмы управления живыми системами, группами, коллективами, общностями. В кибернетике выделяют три основных принципа управления:

– по рассогласованию (по ошибке), когда имеется расхождение между командами (установками) и конкретным действием;

– по возмущению, когда в управляющее устройство поступает возмущение (сигнал, раздражитель) и управляющее устройство вырабатывает систему команд таким образом, что регулируемый параметр остаётся на постоянном уровне несмотря на действия возмущения;

– по прогнозированию, это когда на объект ещё не действует возмущающее воздействие, но уже имеется сигнал (сообщение) о том, что в ближайшее время возмущение будет действовать на объект управления, и это может привести к отклонению параметра.

В организме человека эти три принципа управления действуют как единое целое. В управлении организацией задача менеджера заключается в том, чтобы обнаружить, какой принцип управления в данной ситуации наиболее приемлем для поддержания оптимальной работоспособности коллектива. Принципы управления организацией людей должны строиться на основе природных механизмов саморазвития человека (биологических, физиологических, психологических, духовных), но для этого менеджеру необходимо знать строение человека, механизмы его управления и самоуправления.

Управление организацией – это управление совокупностью психических, физиологических, трудовых, социальных (и многих других) процессов человека. Но так как организация состоит из множества людей, то процесс управления связан с согласованием всех сил, действующих в этом коллективе, придание групповой, коллективной силе (энергии) нужного направления. В конечном итоге, управление, регуляция живого организма сводится к образованию индивидуального (группового) условного рефлекса, к созданию постоянных и временных функциональных систем.

П.К.Анохин, в объяснении механизма регуляции деятельности организма, предложил теорию функциональных систем (ФС). Согласно этой теории ФС в организме имеется управляющее устройство (мозг и его центры), которое управляет органами и системами, работающими ради получения положительного приспособительного результата. С точки зрения данной теории ФС создаются для выполнения задач по удовлетворению не только актуальных потребностей человека, но и тех, которые предстоит удовлетворять в скором времени. Менеджеры, управляющие организациями, должны учитывать не только настоящий момент, но уметь предвидеть, прогнозировать грядущие события. Функции предвидения относятся к высшим способностям человека.

Саморазвитие человека, общества и Вселенной представляет единый и неразрывный процесс. Микрокосмос (человек) и макрокосмос (Вселенная) как принцип и подобие живут и эволюционируют по единому сценарию. Космос означает упорядоченность во всём, в отличие от хаоса, неупорядоченности, личности. Современные модели управления процессами поведения человека, совместной деятельностью построены на механических, биологических, социально-экономических критериях, согласно которым человек изначально представляет хаос. Данный подход не учитывает духовную, космическую сущность человека.Социальные, экономические, политические и многие другие модели управления человеком вырваны из контекста естественного развития человека, природы, Вселенной и отражают только некоторую часть его бытия. Можно ли управлять развитием той системы, которая в принципе представляет «черный ящик» для менеджера? Руководитель, организатор, управленец, педагог, психотерапевт, как и любой специалист, должен знать природу человека и механизмы его эволюции. Саморазвитие человека больше коррелирует не с внешним управлением, но с такими понятиями, как самоуправление, саморазвитие, самораскрытие, сотрудничество, кооперация, единение. Осознанное самоуправление связано с осознанием своей миссии, программы жизни, пониманием того, что миссия всех людей заключается в развитии общечеловеческих ценностей, очеловечивании человека.

Наши рекомендации