Профессиональной деятельности

Никогда не кланяйтесь властям,

Но всегда приподнимайте перед ними шляпу.

(Закон Мерфи)

Для того чтобы выжить и процветать в условиях рыночной экономики, организации нужно иметь и регулярно получать необходимое число работников с надлежащим уровнем квалификации. Кадры являются силой любой организации. Люди создают организации, производят предметы потребления, осуществляют техническое обслуживание, производят услуги, создают культурные и материальные ценности, но люди же и разрушают всё содеянное. Человек осознанно, но большей частью неосознанно, творит не только самого себя, но и соучаствует в формировании окружающего его материального и социального миров. Только от самих людей зависит, какими принципами они руководствуются и какие ценности выбирают, участвуя в индивидуальном и совместном труде при выполнении своей миссии и программы жизни. Любая совместная деятельность, чтобы быть эффективной, нуждается в определенном уровне совместимости людей, в четко обозначенных целях деятельности, в определённой системе руководства, а значит и в руководителях.

Существует миф о том, что у руководителя организации имеются таинственные врождённые способности, необходимые для создания рабочего коллектива и успешного им руководства. Нередко руководители верят в свой врождённый талант к психологии, социологии, философии, педагогике, менеджменту и другим наукам, которые изучают особенности развития человека, личности, коллектива, и потому совершенно недостаточно уделяют внимания их изучению. Для руководителя подбор и расстановка кадров – всего лишь небольшая доля от всего объема той работы, с которой он сталкивается ежедневно. Но именно он несет полную ответственность за эффективное развитие трудового коллектива, его подразделений, за достижение поставленных целей организации. Работа руководителя в основном и заключается в том, чтобы эффективно выполнять работу при помощи своих подчинённых. Но для этого необходимо выбрать квалифицированных работников, способных к постоянному обучению. Общепринятым является факт, что руководитель несёт полную ответственность за эффективность работы трудового коллектива. Если руководитель не хочет потерять ключи к тому, что происходит в фирме, специалисты советуют, чтобы наймом и отбором персонала руководитель занимался лично. В том случае, когда компания стала достаточно большой, можно создать отдел кадров. Множество руководителей испортили свою карьеру из-за неспособности нанимать хороших работников. Так как же поступить руководителю? Ведь, как говорится, в чужую душу не заглянешь. Наука об управлении предлагает все новые рекомендации по решению этой проблемы. Если руководитель «упустил» наилучшего из возможных кандидатов, он вряд ли когда-либо обнаружит свою ошибку. А если выбрал не того, кого нужно? Тогда он найдет тысячи убедительных причин, почему «кандидат» провалился и не оправдал надежд.

Безусловно, при научной организации управления не обойтись без специалистов в области «человеческих отношений», без знаний современной психологии управления в разных видах производственной деятельности. Для успешной работы с кадрами необходима концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, в основе которой лежит системный подход. Работа с персоналом требует специальных знаний, умений и навыков психологического сопровождения профессиональной деятельности на всех ее этапах. Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной консультации, ориентации, профессионального отбора. Позиция психолога во время профессиональной консультации, ориентации и отбора основывается не только на знаниях о многообразии личностных качеств, характеров, мотивов и потребностей людей, но и на знаниях специфических условий конкретной трудовой деятельности. Каждому человеку необходима соответствующая помощь для того, чтобы он наилучшим образом адаптировался к профессии, традициям и философии трудового коллектива. Существует множество типов личностей, видов способностей и видов деятельности, и каждый человек стремится найти такую профессию, которая наиболее полно удовлетворит его потребность в развитии.

Профессиональная консультация – этосистема психологических и педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи человеку в выборе профессии согласно его индивидуальным особенностям. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого, его интересов, склонностей, способностей, потребностей, а также медицинских и психологических требований к работнику данной профессии. Первоначальные и простые формы профконсультации человек вначале проходит в семье, затем в общении со взрослыми, позже во время участия в разнообразных видах игровой, учебной и трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, посредством которых выявляются особенности, интересы, способности, потребности личности, что позволяет оказать действенную помощь в выборе профессии. Профориентация – емкое понятие, связанное со многими сферами человеческой деятельности. Сюда включаются экономика, социология, педагогика, медицина, психология. Профориентация может быть эффективной только при учёте интересов и индивидуально-психологических качеств каждого человека. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий весь его жизненный путь. С одной стороны, профессия должна отвечать его интересам, с другой стороны, человек по своим качествам должен отвечать требованиям профессии. Неправильный выбор профессии как относительно постоянного вида деятельности имеет неблагоприятные последствия и для общества, и для человека. Счастливый человек создает счастливое общество, несчастный – несчастное. Поэтому решение профориентационной проблемы и особенно ее психологической составляющей, является важнейшим делом не только с точки зрения экономической значимости, но и как нравственно-духовный фактор. Успешное овладение большинством профессий возможно для всех практически здоровых людей, но главное в работе – это осознание ее благоприятного влияния на развитие сознания человека. Поэтому работа (профессия) должна быть выбрана «по велению души», подсказана не только умом, но и сердцем. Существуют профессии, отличающиеся высоким уровнем сложности, наличием экстремальных факторов, требующие высоких адаптивных способностей, особого внимания и интеллекта. Допуск к обучению и работе по таким профессиям осуществляется на основе профессионального отбора. Главной задачей профотбора в этом случае является исключение людей, непригодных для надёжного осуществления определённых видов деятельности.

Профессиональный отбор представляет систему мероприятий, которая позволяет по определённым признакам выявить качества, которые у человека уже имеются, а также развить те, которые необходимы для овладения определённой профессией. Часто вид специальной подготовки, место обучения (колледж, институт) и профессия выбираются под давлением внешних обстоятельств, мнения окружающих людей, престижности профессии, по экономическим соображениям или по другим основаниям, которые не имеют ничего общего с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Неверный выбор профессиональных занятий может надолго затормозить психическое развитие человека, скажется на его здоровье и программе жизни.

В профотборе выделяют несколько этапов, когда пригодность людей оценивается по медицинским и психологическим показателям. На первом этапе изучают особенности профессии для того, чтобы затем предъявить психологические требования к человеку. Для этого изучают инструкции, документы, регламентирующие деятельность, беседуют со специалистами, проводят хронометраж разнообразных действий и производственных процессов, а также киносъемку. Второй этап включает выбор психологических методов исследования (тестов, анкет) способных выявить необходимые качества личности – способности, интересы, особенности памяти, мышления, внимания, восприятия, интеллекта. Натретьем этапе проводится прогноз успешности обучения отобранных индивидов в предполагаемой деятельности.

Иногда, в редких случаях, в организацию принимается человек с неординарными способностями, использование которых может принести положительный эффект. В таких случаях специально под человека создаётся рабочее место и специальные условия труда. В идеале целесообразнее создавать рабочие места под человека, но не наоборот – готовить или искать исполнителя под придуманное место, как это происходит повсеместно. Данная модель требует и нового подхода, при этом производство и совместная деятельность создаются для максимального раскрытия человеческих качеств, для эволюции личности. Девиз такого подхода: «Работа для человека» в отличие от распространённого: «Человек для работы». Но данная модель в настоящее время далека от своего практического воплощения.

Наши рекомендации