Развитие самосознания в юношеском возрасте
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период - период создания жизненного плана - решаются вопросы »кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (личностное и моральное самоопределение).
• Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится 11ешпральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).
• Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
• Самоопределение связано с новым восприятием времени. Теперь осознается временная перспектива.
• Наблюдается общая стабилизация личности.
• Развивается нравственная устойчивость личности.
• Юношеский возраст - возраст выработки мировоззрения.
• Происходит изменение учебной мотивации.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАВШЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем: мировоззрение - это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода. Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее.
По мнению А. Н. Леонтьева (1983), личность рождается два раза - «раз - чтобы существовать, другой - чтобы жить». Развитие личности обусловлено двойственностью взаимодействия субъекта с миром - предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинении занимает длительный период.
С. Л. Рубинштейн (1989) писал о двух основных способах существования человека. Первый способ существования человека состоит в жизни, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. «Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней». Такая жизнь рассматривается С. Л. Рубинштейном как природный прочесе, в котором очевидна непосредственность и целостность человека, живущего этой жизнью
Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Развитая рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Рефлексия на человечество в целом, его прошлое, настоящее и будущее характеризует личность как состоявшуюся,
Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она принимает участие в жизни общества, стремится изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.
Этапы развития личности по А. Н. Леонтьеву
Этапы | Характеристика развития личности |
1 этап | Происходит стихийное складывание личности. В этот период подготавливается рождение сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий |
II этап | Возникает сознательная личность. Критерии «истинной личности»: • ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе; • она принимает участие в жизни общества; • стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями |
Состоявшаяся личность:
• несет в себе постоянство установок на ценностные ориентации, органически сочетающие не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости;
• является носителем идеологии, долга, самостоятельности, свободы и социальной активности.
Выводы
1. Юность - период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.
2. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
3.По мнению Э.Шпрангера (1924), главным новообразованием юношеского возраста является: открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.
4. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности — интеграцию получаемой о себе разнородной информации в целостную, непротиворечивую личность - главной задачей отрочества-юности. Дж. Марека (J. Marcia, 1980) модифицировал концепцию Э. Эриксона, выделив четыре основных варианта или состояния формирования идентичности: предрешенность, диффузию, мораторий и достижение идентичности. Достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием. Доля людей со статусом достижения идентичности увеличивается с возрастом.
5. В качестве критериев сформировавшейся личности психологи выделяют сформированное мировоззрение и рефлексию. Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она принимает участие в жизни общества, стремится к- изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.