Билет 41. Личность и развитие самосознания в юношеском возрасте. Выбор профессии.

По Мерлину структура самосознания включает: осознание своей тождественности (1 г.), своего Я (3 г.), осознание своих свойств и качеств (мл. школьный возраст), формирование системы самооценок (юношеский возраст). Образ собственного тела.
Осознание своей привлекательности или непривлекательности оказывает воздействие на формирование психического облика. Осознание физической привлекательности => часто зависят планы, которые человек строит (пр: выбор профессии: люди с негативным образом тела ставят ограничители в выборе профессии; взаимоотношения полов). 3 Механизма самооценки: 1.Оценка окружающих, осознание оценки других. 2.Сравнение представлений о себе и реальных действий. 3.Рефлексия (путем самоанализа, самонаблюдения). Рост самонаблюдений – характеристика юношеского возраста.Появление дневников в виде ближайших друзей. В юношеском возрасте, в основном, при сравнении себя с другими человек интересуется мотивацией поведения и эмоциональным состоянием.

Отличия оценки юношей от подростка:

    1. Подросток оценивает простые качества, которые проявляются в учении, общении; юноша оценивает более сложные качества (чувство чести, собственного достоинства).
    2. Подросток оценивает свою личность по отдельным качествам, действиям, поступкам, чертам и переносит эту оценку на личность в целом. Юноша пытается дать обобщенную характеристику личности.
    3. Подросток оценивает себя применительно к настоящему, а юноша оценивает себя применительно к будущему.

Нормы психического здоровья.
Основной из базовых задач является осознание своей уникальности, это сопровождается: Я не такой как все, Никто меня не понимает, ощущение раздвоенности и деперсонализация => расставание с детством переживается как ощущение потери чего-то, ощущение потерянности. Трудности роста, формирования личности. Самоуважение. – степень принятия или непринятия себя как личности, т.е. высокое самоуважение – норма (Роджерс), низкое самоуважение – патология. Является стабильной функцией (планка достаточно стабильна). Достаточно часто люди переоценивают себя. Но в юношеском возрасте повышенная с\оц не так страшна как пониженная. Представление личности о себе зависит от сиюминутных неудач.
Люди с низкой с\оц стремятся закрыть себя от окружающих, выставив вперед какие-либо маски. Это влияет на внешние действия, низкий уровень социальных притязаний, уклоняются от любой деятельности, где есть элемент соревновательности. В этом возрасте легче всего корректировать самоуважение. Потребность в самовоспитании.
Временные задачи самоидентификации. Эта потребность возникает уже у подростка, а в юношеском возрасте она повышается.Проблема: потребность в самовоспитании есть, значит нужно научить человека самовоспитанию.Если не помочь найти пути и способы самовоспитания, то человек будет искать эти способы самостоятельно, но в этом поиске возможны ошибки. Самовоспитание связано с идеалами юношеского возраста.
Идеал – конечная, эмоционально окрашенная цель, к которой сознательно или неосознанно человек стремиться. Подросток начинает выходить за пределы школы. Доминанта цели, воли, усилия, романтики.
Содержание этих доминант.
Идеал выполняет двоякую роль:
1. Представляет определенные устремления человека, которые определяют поведение человека.
2. Выступает в качестве определенного нравственного эталона, к которому человек стремится; образе, по которому человек себя делает. Идеалы могут быть разные и могут существовать в 2-х формах:
1. конкретный образ.
2. идеал как обобщенный образ. Идеал существует в любом возрасте.Идеал может выражаться в образе конкретного человека, но это, скорее, отклонение. Его формирование – юношеский возраст.
Набор «+» характеристик и набор «–» характеристик – антиидеал.
2 пути формирования:
1. Непреднамеренный – идеал берется по первому впечатлению.
2. Преднамеренный – человек ставит себе цель найти свой идеал.
* конец школы – 100% людей выбирают преднамеренный путь. После достижения конкретной цели происходит спад активности. Конкретный романтизм и идеализм, с одной стороны, – позитивен, а с другой – негативен.
1. Он может пойти по социально вредным началам.
2. Юношеский максимализм определяет завышенность оценок, категоризм , все это ведет к тому, что в свете такого нереалистического идеала, сталкиваясь с обычной жизнью, у человека происходит разочарование => ощущение пессимизма, беспомощности.
Происходит негативное восприятие окружающего =>негативное формирование себя. Нравственное развитие.
Морально-нравственное развитие характеризуется формированием нравственного сознания: представления, убеждения. Возрастная особенность: противоречивость нравственных и мировоззренческих установок. Эти установки очень быстро меняются – это норма юношеского возраста. Характерен моральный релятивизм – совмещение несовместимого, быстрая смена позиций, смена точек зрения. Чувство взрослости остается. С одной стороны, оно становится глубже и острее, но т.к. объективно взрослость признается, чувство взрослости приобретает др. форму. Важно, чтобы признали непохожесть, самобытность, т.е. чувство взрослости трансформируется. Главное – выразить свою индивидуальность. Чувство взрослости, как чувство оригинальности, непохожести. Это выражается в моде (мода подростка – униформа). Самое главное – отличать на внешнем уровне и на внутреннем. Крайние взгляды, убеждения – стремление отличиться. Гендерные различия в формировании личностной сферы:
Девочки более склонны подчиняться авторитету других людей. Мальчики менее склонны.
С возрастом влияние сверстников усиливается по сравнению с влиянием взрослых.





Выбор профессии.
Профессиональное самоопределение – 80% учащихся 11 классов ориентированы на поступление в вуз. 65–85% учащихся 11 класса – выбрали будущую профессию.

Климав А.Е. – анализирует ошибки в выборе профессии:
1. отождествление профессии с предметом (40–50%).
2. предрассудки в оценке престижности.
3. оценка профессии по глобальному представлению о ней.
4. перенос позитивного или негативного отношения к человеку, представителю данной профессии, к самой профессии.
5. увлеченность внешней стороной профессии при игнорировании внутренней.
6. выбор профессии за компанию и различные внешние причины выбора профессии.

Наши рекомендации