Общие требования к оформлению и срокам сдачи психологических заданий по педагогической практике
СТРУКТУРА ПОСОБИЯ
В данном пособии психологические задания сгруппированы на основе возраста учащихся, с которыми работают студенты, а также внесены некоторые разделы с учетом специфики факультетов. Всего разделов 6:
1.Задания на основе метода наблюдения по педагогической практике студентов предвыпускного курса для всех факультетов.
2.Экспериментальные задания по педагогической практике студентов выпускного курса, проходящих практику в младших классах. Предлагается набор заданий, из которых студент должен выбрать одно в зависимости от своих интересов, целей воспитательной работы классного руководителя, специфики класса и возраста учащихся, задач школьной психологической службы и т.п.
3.Экспериментальные задания по педагогической практике студентов выпускного курса, проходящих практику в классах подросткового и раннего юношеского возраста.
4.Комплексное задание по педагогической практике студентов 4 курса факультета дошкольной педагогики и психологии, проходящих практику в детских дошкольных учреждениях.
5.Требования к педагогической преподавательской практике студентов 5 курса факультета дошкольной педагогики и психологии.
6.Задания по педагогической практике студентов факультета физической культуры, проходящих практику в спортивных коллективах.
С содержанием заданий по психологии, основными требованиями к их выполнению, критериями оценок и сроками сдачи работы студенты знакомятся на установочных конференциях по педпрактике. В методичке для каждого задания приводятся требования по оформлению и анализу (интерпретации) полученных фактов. Успешность выполнения заданий по психологии обеспечивается тесными контактами и согласованностью требований преподавателей кафедр психологии, педагогики и методики. Важно, чтобы факты и выводы, полученные при выполнении психологических заданий, были использованы студентами в учебно-воспитательной работе и материалов для сообщений и докладов на заключительной конференции по педпрактике. Оценки, выставленные преподавателем кафедры психологии, предоставляются в распоряжение группового руководителя педпрактики и влияют на общую дифференцированную оценку по педпрактике.
Наиболее общие критерии оценки заданий по психологии:
· Знание студентом теоретических основ общей, возрастной, социальной, педагогической и специальной психологии.
· Подробное изложение результатов исследования и психологическая интерпретация (анализ, истолкование, объяснение) полученных фактов.
· Использование экспериментальных данных для проведения и/или планирования коррекционно-развивающего воздействия в учебно-воспитательном процессе.
· Четкое и грамотное оформление работы в соответствии с требованиями, указанными для каждого задания, и сданной в установленные деканатом сроки.
Контроль выполнения психологических заданий осуществляют преподаватели кафедры психологии при посещении школ, в которых проходят практику студенты, и проведении еженедельных групповых и индивидуальных консультаций на кафедре или факультете. При посещении школы (студентов предвыпускного курса) преподавателем психологии рекомендуется посетить урок совместно с методистом с целью демонстрации специфики психологического анализа урока. Целесообразно заранее предупредить студентов о приходе преподавателя психологии, чтобы они подготовились к встрече с ним и обсуждении текущей работы.
Общие требования к оформлению и срокам сдачи психологических заданий по педагогической практике
По итогам педагогической практики студенты сдают отчеты:
Задание | Приложение к основному заданию | |
1. | Психологическая характеристика на ученика | Протоколы наблюдений или результаты тестов |
2. | Психологический анализ урока | наблюдения лПротоко |
3. | Экспериментальное задание | Анализ результатов по вопросам, приведенным в методике, бланки с первичными данными тестов, которые заполняли учащиеся |
Срок сдачи –устанавливается деканатом.
Оформление:
· отчеты сдаются на бумаге форматом А-4 в печатном или рукописном варианте;
· первая страница ‑ титульный лист, образец которого прилагается ниже;
· задания по практике подписываются классным руководителем.
Пермский государственный педагогический университет Кафедра психологии ОТЧЕТ по выполнению психологических заданий в период педагогической практики с________по_________(год) ____ (фамилия, имя) студента (ки) _________факультета, группы____ (название факультета, номер группы) Руководитель от кафедры психологии____(фамилия, имя отчество, полностью) Пермь 2006 |
Раздел 1.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Экспериментальные задания, изложенные в методических рекомендациях, могут проводиться как индивидуально ‑ при изучении отдельных учащихся, так и в групповой форме ‑ при проведении экспериментального исследования.
В начале практики необходимо определить, какие психологические характеристики учащихся будут изучаться, и какие методики будут использованы.
При подготовке к исследованию необходимо познакомиться с психолого-педагогической литературой, в которой описывается изучаемый психологический феномен и письменно изложить теорию вопроса.
Экспериментальное исследование оформляется и описывается следующим образом:
· составляются сводные таблицы с индивидуальными и обобщенными данными испытуемых;
· экспериментальные данные представляются в виде диаграмм, графиков ‑ индивидуальных или в целом по группе;
· проводится анализ и интерпретация полученных в эксперименте данных;
· описываются проявления изучаемого феномена в поведении, деятельности, взаимоотношениях учеников;
· выявляются испытуемые, имеющие неблагоприятные результаты; дается информация о каждом из них; указываются предполагаемые причины выявленных у них неблагополучных психологических фактов;
· выводы делаются на основании конкретных количественных показателей; выявленные психологические факты должны иметь психолого-педагогическое объяснение.
На основании полученных результатов составляется план мероприятий и рекомендации для работы как с группой в целом, так и с отдельными испытуемыми;
Указывается, что сделано студентом по реализации намеченных психолого-педагогических воздействий; объясняется эффективность проделанной работы.
Результаты психологических исследований могут быть использованы в качестве материалов для сообщений и докладов на заключительной конференции по педагогической практике.