Тема 4. Психодиагностика как практическая деятельность
1. Принципы психодиагностики группового субъекта.
2. Требования к психологическому заключению.
3. Профессиональная тайна, правила распространения и опубликования методик.
Задания:
1. Подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных для следующих методик:
- Таблицы Шульте
- Методика Пьерона – Рузера
- Методика пиктограмм
- Методика «Перепутанные линии»
- Тест творческого мышления Е.П. Торранса.
- Методика исследования интеллектуального развития детей Д. Векслера
- Тест цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна
- Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
- Школьный тест умственного развития (ШТУР)
- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
2. Проведите обследование познавательной сферы одного ребенка и составить психолого-педагогическое заключение.
Психолого-педагогическое заключениеможет быть написано в свободной форме, или психолог может воспользоваться предлагаемой ниже схемой составления заключения. Общая структура психологического заключения представляет собой ряд определенных взаимосвязанных частей. В целом, можно выделить в нем общую, итоговую части и рекомендации.
1) Общая часть заключения может состоять из следующих разделов:
· Основные данные ребенка (фамилия, имя ребенка, возраст на момент обследования. Здесь же можно привести вид образовательной программы и форму, по которой он обучается).
· Специфика внешнего вида и рисунка поведения ребенка в процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагирования, общая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к результатам собственной деятельности (критичность ребенка, его адекватность).
· Качественная оценка сформированности регуляторной сферы.
· Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (включая и их динамический аспект).
· Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, в том числе психических процессов и функций (память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформированности системы пространственных представлений.
· Обобщение показателей в виде уровня интеллектуального развития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации, темпа деятельности и т. п.).
· Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения и их соотнесение с «профилем» уровней базовой аффективной регуляции (по О. С. Никольской).
· Итоговая часть заключения по результатам углубленной диагностики, в свою очередь, может состоять из следующей «триады составляющих»:
· психологический диагноз;
· вероятностный прогноз развития;
· рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Следует отметить, что общая часть заключения ориентирована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения). Те, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, должны иметь представление о трудностях и особенностях развития ребенка. Это позволит подобрать адекватные методы помощи ребенку в рамках различных типов обучения, на которые они могут опереться: особые формы организации учебного процесса, в том числе возможности индивидуализированного подхода, особенности дидактической среды и т. п.
2) В то же время итоговая часть заключения (психологический диагноз, вероятностный прогноз дальнейшего развития и вытекающие из этого рекомендации по сопровождению ребенка в образовательном пространстве) адресована скорее профильным специалистам — логопеду, дефектологу, врачам, непосредственно самому психологу и другим специалистам, участвующим в оказании ребенку специализированной внеурочной помощи.
Поскольку сам процесс подведения итогов проведенного обследования представляет собой достаточно длительную процедуру, время, затрачиваемое для анализа и составления заключения (это относится ко всем типам заключений), может отличаться по своей длительности.
3) Рекомендациисоставляют наиболее важный раздел заключения. Они содержат обоснованную последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов, определение ведущего направления, характер и этапы собственно психологической работы.
Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком, сформулированные на основе знаний о его темповых характеристиках, особенностях процесса утомления и истощения при деятельности в режиме фронтального урока, а также возможный (или обязательный) уровень индивидуализации процесса обучения с учетом особенностей развития как различных психических функций, так и регуляторной и мотивационной зрелости ребенка.
Если, по мнению психолога, ребенку необходимо кардинальное изменение вида или даже типа образовательного учреждения (например, с точки зрения психолога, возможности ребенка не позволяют ему обучаться по общеобразовательной программе или нагрузки в гимназическом классе настолько несовместимы с возможностями ребенка, что необходимо «облегчить» образование и т. п.), то в рекомендациях необходимо отразить, что должны предпринять администрация учреждения или родители для улучшения условий образования ребенка.
Далее должны быть четко и ясно сформулированы оптимальные для адекватного развития ребенка изменения внеучебной ситуации (в том числе желаемые психологически оправданные и возможные изменения внутрисемейных отношений), обоснованы требования к режиму, нагрузкам во внеучебное время.
Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, могут участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности. Также определяются сроки повторного (динамического) обследования психологом.
Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и понимания проблем ребенка.
Литература:
1. Методы психологической диагностики. – М.: РАН, институт психологии, 1994.
2. Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева, С.Р.Пантелеева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988—1992. (Серия учебных пособий).
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико – консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.