Психологическая характеристика деятельности
В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью. В структуре деятельности выделяют основные компоненты: потребности и мотивы, цель деятельности, действия и операции. Как конечный результат выступает цель, которая может представлять собой определенный предмет, знания, умения, навыки. Потребность – состояние зависимости личности от условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
По своему происхождению потребности бывают:
а) естественные (органические) – в них выражается зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни человека и жизни его потомства (в пище, воде, во сне, в кислороде, в защите от холода и жары и т.д.).
б) культурные – в них выражается зависимость от продуктов человеческой культуры. К ним относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения естественной потребности (например, вилка, ложка для удовлетворения потребности в пище), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми (книги, фотографии, модная одежда).
По характеру предмета потребности бывают:
а) материальные – в них выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.);
б) духовные – в них выявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания (потребность в общении (делится с другими своими мыслями и чувствами), потребность в познании (читать, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку), потребность в деятельности). Духовные потребности неразрывно связаны с материальными.
Побудителем к деятельности выступает мотив, это могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами, один из которых является главным – ведущим, а остальные – второстепенными.
В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотивы не всегда осознаются, но любая деятельность имеет осознаваемую цель.
Цель – это то, для чего действует человек. Цель – это идеальное представление будущего результата деятельности.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Цель деятельности не равнозначна еемотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
Именно цель и мотив являются регулятором деятельности и организуют включенные в нее психические процессы (на что обращать внимание, что запоминать и т.д.).
Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции.
Каждый относительно законченный элемент деятельности при достижении цели, направленный на выполнение одной промежуточной текущей задачи, называют действием. Т.е. любая деятельность состоит из ряда действий. Результат каждого действия сопоставляется с моделью желаемого будущего (т.е. с целью).
Любое действие имеет 3 компонента: моторный (связан с функцией исполнения), сенсорный (связан с функцией контроля) и центральный (связан с функцией регулирования).
Действия характеризуются рядом особенностей:
- первая состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели;
- вторая особенность заключается в том, что действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием.
- третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности.
-четвертая особенность — действия могут быть внешние, предметные и внутренние умственные.
Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять, поднять, переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д.
Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.
Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность человека часто делится на:
¾ перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
¾ мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
¾ мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;
¾ имажитивную (от image — образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.
Следующий уровень структуры деятельности — операции,каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
Формы освоения деятельности.Основные формы освоения деятельности – знания, умения и навыки.
Знания – это процесс отражения признаков, свойств, предметов и явлений окружающего мира.
Знания - это процесс формирования понятий. Знания человека о мире возникает первоначально в виде образов ощущений и восприятия. Переработка этих чувственных знаний приводит к образованию представлений памяти. А на основе этих представлений формируются понятия.
Знания связаны с действиями, т.к. любое знание – это результат перевода во внутренний план внешнего практического действия. Всякое знание начинается с действия (или внешнего или внутреннего). Но знание имеет значение постольку, поскольку оно может быть использовано на практике. Поэтому следующей формой освоения деятельности являются умения.
Умение – это закрепленный в практической деятельности способ применения знаний. По способу выполнения умения бывают практические и умственные. По степени сложности выделяют: элементарные практические умения (человек знает, но пока делает с ошибками) и умение-мастерство (уже отработаны способы выполнения определенных действий). Особую группу составляют учебные умения, состоящие из учебных действий. Выделяют 2 вида учебных умений: общелогические (умения, которые могут быть использованы при усвоении самых разных дисциплин) и специфические (умения, связанные с усвоением конкретных дисциплин). Также учебные умения бывают простыми (написать букву) и сложными (решить задачу).
Сложные умения и умение-мастерство могут перейти в следующую форму освоения деятельности и стать навыком. Навык – это частичная автоматизация приемов исполнения действия.
Выделяют следующие виды навыков:
¾ моторный навык (автоматизировался прием двигательного исполнения). Например, печать вслепую;
¾ сенсорный навык (автоматизировался контроль за органами чувств). Например, настройка музыкальных инструментов (определение качества звука на слух), парфюмер;
¾ сенсомоторный навык. Например, навык письма;
¾ интеллектуальный навык. Например, писать сочинения, решать задачи.
Навык - это только частичная автоматизация приемов исполнения действия. О «чистом» навыке можно говорить, лишь характеризуя животных. У человека любая деятельность, кроме патологических случаев, в конечном счете, все же управляется сознанием. Навык у человека – это сознательно автоматизированное действие.
Навык формируется в процессе упражнения. Упражнение – это многократное выполнение действий, в результате которого происходит отбор целесообразных движений и отсеивание лишних. Не всякое повторное выполнение действий можно назвать упражнением. Упражнение отличается от повторения следующими признаками:
1) Человек должен постоянно удерживать в своем сознании эталон-образец.
2) Человек должен знать результат каждого упражнения и оценивать его недостатки и достоинства.
Одни и те же навыки у одних людей вырабатываются быстрее, чем у других. Выработка навыка зависит от метода обучения, условий обучения, отношения человека к работе, педагога и т.д. При длительном отсутствии упражнений навык начинает разрушаться. В результате «неупражнения» может возникнуть деавтоматизация навыка (т.е. вновь для совершения действия будет нужен сознательный контроль).
Помимо навыка выделяют также еще одну разновидность автоматизированных действий – привычки. Ппривычка –– это потребность совершать какое-то автоматизированное действие. Привычки возникают в определенное время и в определенных условиях (мыть руки). Невозможность проявить привычку вызывает отрицательные эмоции. Как и навыки привычки бывают полезными и вредными.
Основные виды деятельности.В жизни человека присутствуют различные виды деятельности. Но на каждом возрастном этапе существует вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Такой вид деятельности называют ведущим видом деятельности. Леонтьев выделяет три основных вида деятельности: игра, учение, труд. На каждом возрастном этапе ведущим будет один из этих три видов, хотя присутствуют все три. Они различаются по конечным результатам, по организации, по мотивации.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Игра – это не только реализация ребенком его активности, но и способ познания окружающего мира, способ усвоения употребления вещей и человеческих форм практического поведения, отражение отношений взрослых, в игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, в играх отлично развивается воображение, мышление, воля и личность ребенка. Виды игр: функциональные (игры-манипуляции с предметами), сюжетные (рядом, но не вместе), сюжетно-ролевые (роли, правила, выигрыш), дидактические, подвижные.
Учение – ведущий вид деятельности у школьников. Учение – это процесс усвоения социального опыта, процесс усвоения знаний, умений, навыков. Основная цель учения: подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Виды учения: стихийное (ребенок учится говорить), попутное (ребенок читает интересную книгу, которая оказалась и полезной), целенаправленное (стоит цель научиться чему-либо). Организуют же деятельность и поведение школьников взрослые. Этот процесс направления деятельности и поведения ребенка на освоение им общественного опыта человечества называется обучением. Взятый с точки зрения его влияния на развитие личности ребенка, этот процесс называют воспитанием.
Труд – ведущий вид деятельности у взрослых. Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных и идеальных. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт, но и сам человек.