Конфессиональные концепции психологии религии, пастырская психология
Долгое время П.Р. развивалась в рамках религиозных традиций как важная сторона вероучения и культовой деятельности, т.е. это была конфессиональная психология.
К.П.Р. включает в себя
вероучительные начала (н: представления о душе)
духовные практики, психотехнику.
Идеи и техники, на основе которых формировались К.П.Р. уходят корнями в архаические религии, прежде всего в шаманизм, в содержании которого практики транса религиозного и состояния одержимости играли большую роль. В числе первых К.П.Р. появляются буддийская и индуистская П.Р. (н: йога, тантризм). Их генезис и эволюция были обусловлены высоким удельным весом в индийской традиции аскетических практик и медитации. Сложные психотехники и их религиозно-философские обоснования были развиты и в Китае, в даосизме, в чань-буддизме. Богатая традиция осмысления внутреннего мира сложилась и в исламе, ее вероучительные основы брали свое начало в психотехниках суфизма.
В раннем христианстве существовала практика «внутреннего делания» и его богословского осмысления. Опыт духовной жизни запечатлен в трудах многих хр-ких мыслителей, н:, Добротолюбие – собрание сочинений наиболее авторитетных Отцов Церкви.
Православие,
опирающееся на систематизирующие представления о внутреннем делании,
традиции исихазма,
опыт старчества, обладает развитой П.Р.
В западном хр-ве 19-20 выделилась особая отрасль теологии и практической религиозной деятельности – пастырская психология, ориентированная на использования психологических теорий и методик для укрепления душевного здоровья членов церквей и поддержания религиозности.
В Америке стали образовываться патеры протестантских церквей и отдельно патеры католической церкви. В конце 20-х годов стали действовать союзы движения религиозного образования и духовного попечительства.Церковники стали идти в психологию, а психологи – в церкви.
Оскар Пфистер.
Стал первопроходцем пастырской психологии и консультирования, переработав идеи психоанализа в соответствующем духе.
Все возрастающее число священников и душепастырей стали убеждаться в том, что нуждаются в лучшем понимании религиозного опыта, в особенности у клиентов, страдающих душевными и психическими болезнями, это показало необходимость учреждения подготовки среди св.служителей специалистов по душепастырской психологической деятельности. Во многих теологических учебных заведениях введены курсы пастырской психологии.
Пфистер пытался поставить психоаналитические идеи на религиозную почву, считая что теология и психология являются совместимыми дисциплинами. Он показал, что религиозная мечтательно сводится к проявлениям извращенной эротики и показал связь религиозности с истерией.
В своём труде «Хр-во и страх» он показывает, что односторонний образ карающего, мстительного Бога является одним из источников возникновения и развития различных невротических страхов и раскрывает значение страха на разных этапах развития хр-ва (у Ап Павла, в католицизме, У Лютера, у Кальвина). Страх в недрах хр-ва зарождается вследствие искажения, а то и забвения, основной христианской идеи любви – к Богу, ближнему и самому себе. Не нашедшая правильного выхода энергия естественного человеческого стремления к любви становится почвой для развития психологических задержек и неврозов. Обеспечить этот надежный выход энергии человеческих влечений призвано аналитическое душепопечение – особая сфера пастырской деятельности священника, которая основа на знании фундаментальных закономерностей психологии бессознательного.
А. Бойзен считал, что религия должна использоваться в психотерапевтических целях. Психические расстройства и религия имеют один общий источник – кризисную ситуацию в жизни человека. Религия представляет собой конструктивный выход из этой ситуации, а психоз – разрушительный. Бойзен вообще основатель пастырской психологии.
1920г – он заболел острой формой кататонической шизофрении (др.-греч. κατατείνω — натягивать, напрягать. тип шизофрении, характеризующийся психомоторными расстройствами).
Сам переживший психическое заболевание, А. Бойзен стремился разобраться как в причинах собственной болезни, так и в психических расстройствах в целом. В результате он приходит к выводу, что религия может способствовать процессу выздоровления.
вышел из больницы, пошел учиться в теолог семинарию.
там под руководством хоума
В книге «Исследования внутреннего мира» (1936) А. Бойзен обосновывает идею, согласно которой «религиозная психотерапия может стать эффективным средством лечения душевных расстройств, в основе которых лежат нарушение внутренних социальных связей или дефекты мировоззрения индивида» [4, с. 21]. Таким образом, вместе с общетеоретическими исследованиями формируются прикладные сферы психологии религии. Пастырская психология, используя знание законов человеческой психики, начинает разрабатывать средства оптимизации связи, влияния священнослужителей на верующих.
Именно религиозноый опыт содержит потенциал для разрешения этих конфликтов.
Его труды по психологии позволили создать метод интервью. История отдельных случаев.
Джон Оливер – священник и психиатр.
Книга «Пастырская психология и душевное здоровье».
Углублению и популяризации пастырской психологии содействовал также священник Пол Джонсон.
он опубликовал книгу «Психология религии».
Джонсон сосредоточил внимание на вопросах ценности религии в жизни личности и роли религии в сохранении душевного равновесия.
следуя такому подходу духовный госпиталь и центр для душевнобольных стали центрами по психологии религии.