Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальтпсихология, когнитивная психология.

Примерный перечень вопросов к экзамену Понятие о психике. Психологические явления и психологические факты.

Психика – это совокупность всех психических состояний, процессов и психических свойств личности. Психика - это субъективный образ объективного мира.

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей. Ю.Б. Гиппенрейтер6 предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты. Психические явления - это внутренний или субъективный опыт человека. Что это такое, можно понять, если обратить свое сознание внутрь себя. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Вы видите различные предметы: стол, ручка, книга, люди, деревья и т.д. В вашем сознании предметы отражаются в виде психического образа. Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Чтобы лучше понять, что же такое психический образ, посмотрите на предмет, затем закройте глаза и представьте этот предмет перед своими глазами. Это и есть психический образ. Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать у нас различные эмоции. Представьте, пожалуйста, морской прибой. Какие эмоции вызывает у вас этот образ? Наверное, у кого-то возникнет радость, у кого-то легкая грусть. Или так: наверняка, образ моря вызвал какие-то желания - захотелось поехать провести каникулы на море. Таким образом, мы нашли еще одну составляющую нашего субъективного опыта: это желания, потребности, мотивы, то есть то, что побуждает нашу активность. Наконец, в содержание нашего опыта входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании. Например, когда вы испытываете какую-то эмоцию, вы ее называете - «мне грустно», «радостно», «я расстроен». А теперь начните о чем-нибудь размышлять, например, планировать завтрашний день - очевидно, что вы будете это делать с помощью слов, то есть значений. Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу. Психические явления обладают такой фундаментальной характеристикой как непосредственная представленность или данность субъекту. Действительно, все эти образы, эмоции, слова, желания открыты моему внутреннему взору, но они закрыты от другого человека (если, конечно, я не сообщу ему о них). Вспомним пословицы: «чужая душа - потемки», «человека видим, а души его не видим». Но тогда встает вопрос: а как их можно познавать. Вы можете мне ответить, путем самопознания, то есть обращения человека к собственному опыту. Действительно, самопознание может быть источником получения знаний о человеке, но является ли этот источник единственным? И другой вопрос: всегда ли можно доверять данным самонаблюдения. По всей видимости, нужно найти формы объективации психических явлений, то есть выражения их во вне, чтобы сделать их доступными для другого человека. Здесь и появляется такое понятие как - психологический факт. В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.





ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

(нем. gestalt — целостная форма или структура)начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

- направлениев психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

(У.Джемс)

Среди наиболее продуктивных идей научи, психологии идея "потока сознания", выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.

С т. з. Джемса, "сознание личн. заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личн, и присваивает последней все остальные элементы познания". Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций

(рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личн. как "эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей".

Анализируя сознание и соотнося его с личн., Джеме выделяет три структ. части личн.: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка ); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личн. - это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент - это наше эмпирическое "Я", которое мы сознаем как нашу личн.; познающий элемент - это наше чистое "Я". В структуре эмпирия. "Я" можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личн. со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религ. стремления и др.). В свою очередь, социальное "Я" имеет "столько же разл. социальных личн., сколько имеется разл. групп людей, мнением которых дорожит человек". Для понимания разл. душевных состояний чел. большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структур, компоненты личн. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личн. Для определения уровня самоуважения Джеме предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личн. себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джеме отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: "Всякое расширение нашего "Я" составляет лишнее бремя и лишнее притязание". Разл. виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личн. внизу, духовной - наверху и разл. видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и разл. виды самоуважения, присущие им.

Трактуя личн. как духовную тотальность, созидающую себя. Джеме оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологич. исследований.

Представители

А. Маслоу, К. Роджерс В, Франкл Ш. , Бюлер Ф. , Бэррон Р. , Мэй С. , Джурард

Предмет изучения

 Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

 Осуществление самого себя.

 Сознание собственного достоинства.

 Социальные потребности.

 Потребности в надежности.

 Этапы деградации личности.

 Поиск смысла жизни.

 Физиологические основные потребности.

 Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

 человек целостен

 Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

 Главной психологической реальностью являются переживания человека

 Человеческая жизнь - целостный процесс

 Человек открыт к самореализации

 Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Бихевиоризм

Начало бихевиоризму было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Представители

 ЭдварТорндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Предмет рассмотрения

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Теоретические положения

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

1) исходный пункт – проблемная ситуация;

2) организм противостоит ей как целое;

3) он активно действует в поисках выбора;

4) выучивается путем упражнения.

Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта -

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

Коннексия – это элемент поведения.

Практика

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Вклад в психологию

Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

4.Научное и житейское и психологическое знания.

Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не всегда выдерживается логика, преобладают эмоции.

Житейская психология – это психологические знания, которые не подвергнуты научному осмыслению, а черпаются людьми из обыденной жизни; отличаются конкретностью, интуитивностью, ограниченностью материала; основываются на наблюдениях и размышлениях.

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психологии; отличаются обобщенностью, рационализмом, неограниченностью, основываются на эксперименте.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.

Задачи психологической науки на современном этапе:

- изучение объективных закономерностей, психических явлений и процессов, как отражение объективной действительности;

- анализ становления и развития психических явлений и процессов, в связи

с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

- содействие правомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения, воспитания и т.п.).

Существует более ста отраслей, которые подразделяются:

1. По характеру деятельности: психология труда; психология спорта; психология менеджмента; военная психология; юридическая психология; педагогическая психология; психология торговли и др.

2. По развитию: возрастная психология; специальная психология, изучающая отклонение психики человека (например, парапсихология).

3. По принципу отношения личности и общества: социальная психология; психология личности.

5.Структура и функции психики.

Психика – это совокупность всех психических состояний, процессов и психических свойств личности. Психика - это субъективный образ объективного мира.

Регулирующая помогает устанавливать равновесные отношения с внешней средой, адаптировать поведение к ее условиям
Прогностическая способствует формированию предполагаемого результата поведения и деятельности
Программирующая проявляется как осуществление определенных действий по плану или алгоритму
Сигнальная помогает опознавать соответствие реальных действий заложенным в организме программам и реагировать на них
Приспособительная способствует коррекции поведения и деятельности
Моделирующая дает полный и всеобъемлющий образ окружающего мира, позволяет представить то, чего не в реальной жизни

Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру и включает сознание (отношение человека к миру со-знанием всех его закономерностей; знание, которое может быть передано другим с помощью слов, математических символов, образов или иными способами); подсознание (относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях: навыки, социальные нормы и мотивационные конфликты; надсознание (связано с творческой интуицией).

Ощущение и его виды

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений материальной действительности (раздражителей), непосредственно воздействующих на его органы чувств в данный момент.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору человеческого мозга. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Процесс раздражения вызывает возбуждение в нервной ткани, которое при участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Каждый орган чувств (рецептор) приспособлен к приему только определенных видов воздействия (звук, свет и т.д.).

По расположению рецептора выделяют:

- экстерорецептивные ощущения (рецепторы расположены на поверхности тела); по контакту с раздражителем они, в свою очередь, делятся на дистантные (слуховые, зрительные) и контактные (осязательные, вкусовые); обонятельные ощущения занимают промежуточное положение;

- интерорецептивные (органические) ощущения, отражающие состояние внутренних органов и являющиеся своеобразным проявлением защитных функций организма, поскольку они сигнализируют о том, что в нем происходит (ощущения боли, равновесия, голода, жажды и т.п.); ощущение равновесия обеспечивает вертикальное положение тела;

- проприорецептивные (мышечно-двигательные) ощущения, отражающие

состояние движения тела.

Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности под влиянием

раздражителей других органов чувств. Различают две основные формы изменения чувствительности:

- адаптация – изменение чувствительности органов чувств (повышение или понижение) под влиянием действия раздражителя для приспособления к внешним условиям.

- сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (в связи с возбудимостью головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов).

Виды внимания

Непроизваольное внимание – возникат, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта (у сеьъекта нет заранее поставленной цели).

Произвольное внимание – проявляется в том, что человек может произвольно сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется.

Характеристики произвольного внимания:

1 Целенаправленность – определяется задачами, которые ставт перед собой человек

2 Организованность – человек сознательно готовится быть внимательным

Последовательное внимание – оно возникает у человека после прохождения стадии произвольного внимания. В этом случае волевое усилие, поддерживавшее наше сосредоточение на объекте внимания заменяется интересом к этому объекту.

По характеру направленности - 1. Внешненаправленное (окружающие предметы и явления) 2. Внутренаправленное (собственне мысли и переживания)

По направленности на объект – сенсорное, интеллектуальное, моторное.

Ощущение и его виды

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений материальной действительности (раздражителей), непосредственно воздействующих на его органы чувств в данный момент.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору человеческого мозга. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Процесс раздражения вызывает возбуждение в нервной ткани, которое при участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Каждый орган чувств (рецептор) приспособлен к приему только определенных видов воздействия (звук, свет и т.д.).

По расположению рецептора выделяют:

- экстерорецептивные ощущения (рецепторы расположены на поверхности тела); по контакту с раздражителем они, в свою очередь, делятся на дистантные (слуховые, зрительные) и контактные (осязательные, вкусовые); обонятельные ощущения занимают промежуточное положение;

- интерорецептивные (органические) ощущения, отражающие состояние внутренних органов и являющиеся своеобразным проявлением защитных функций организма, поскольку они сигнализируют о том, что в нем происходит (ощущения боли, равновесия, голода, жажды и т.п.); ощущение равновесия обеспечивает вертикальное положение тела;

- проприорецептивные (мышечно-двигательные) ощущения, отражающие

состояние движения тела.

Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности под влиянием

раздражителей других органов чувств. Различают две основные формы изменения чувствительности:

- адаптация – изменение чувствительности органов чувств (повышение или понижение) под влиянием действия раздражителя для приспособления к внешним условиям.

- сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (в связи с возбудимостью головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов).

Виды внимания

Непроизваольное внимание – возникат, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта (у сеьъекта нет заранее поставленной цели).

Произвольное внимание – проявляется в том, что человек может произвольно сосредоточить свое внимание то на одном, то на другом объекте даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется.

Характеристики произвольного внимания:

1 Целенаправленность – определяется задачами, которые ставт перед собой человек

2 Организованность – человек сознательно готовится быть внимательным

Последовательное внимание – оно возникает у человека после прохождения стадии произвольного внимания. В этом случае волевое усилие, поддерживавшее наше сосредоточение на объекте внимания заменяется интересом к этому объекту.

По характеру направленности - 1. Внешненаправленное (окружающие предметы и явления) 2. Внутренаправленное (собственне мысли и переживания)

По направленности на объект – сенсорное, интеллектуальное, моторное.

Концепция черт личности

Один из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепциячерт личности.Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Черта здесь рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт.

Согласно Г.Оллпорту, человек может иметь от двух до десяти главныхчерт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются многочисленные второстепенныечерты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

По мнению Р.Кеттела, автора известного личностного опросника – 16 PF - ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами (обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки (факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей по всем 16-ти факторам.

Жизненный путь человека; самоосуществление; концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер; фазы жизненного цикла; события; события жизни; события среды; события-поступки; события внутренней жизни; жизненный выбор.

Направленность; влечение; желание; стремление; интересы; склонность; идеал; убеждение; побуждение; регуляция; мотивация; личностные диспозиции; мотив; внешние мотивы; внутренние мотивы; осознаваемые мотивы; неосознаваемые мотивы; потребность; нужда; избирательность; цель; цель деятельности; жизненная цель; фрустрация; широта мотивационной сферы; гибкость мотивационной сферы; иерархизированность мотивов; мотивирование; потребности физиологические; потребность в безопасности; социальные потребности; потребности в уважении; потребности в самоактуализации; мотив достижения успеха; мотив избегания неудач; мотивы аффилиации и власти; локус-контроль; просоциальное поведение; мотив альтруизма; мотив агрессивности; тенденция к агрессии; тенденция к подавлению агрессии.

Направленность личности

Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические реакции, и внутренними состояниями напряжения, желания удовлетворить ту или иную потребность. От этих факторов зависят формы поведения животных, способы их реагирования на те или иные стимулы.

Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных потребностей. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.

Удовлетворение потребностей, согласно концепции американского психолога Сальваторе Мадди, - это наиболее прямолинейная логика существования и является общей для человека и животных. Но только у человека есть внутренний мир, не просто образ внешнего мира (такой образ есть и у животных), а мир, наполненный глубоким содержанием, ценностями, смыслами. Мы говорим: «Это имеет для меня значение», или «Это не имеет никакого смысла». В этих фразах отражается наше отношение к объектам и явлениям, интерес к ним, либо его отсутствие, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источником нашей активности. Внутренний мир человека обладает значительной побуждающей силой.

Как отмечалось нами в предыдущих разделах, С.Л.Рубинштейн, описывая структуру личности, в качестве основного ставил вопрос о том, чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности личности, ее устремлениях, мотивах и интересах.

Существуют разные определения понятия «направленность». С.Л.Рубинштейн определяет направленность личности как ее «динамическую тенденцию». А.Н.Леонтьев выделяет понятие «смыслообразующий мотив». Б.Г.Ананьев указывает на существование «основной жизненной направленности» личности. Б.Г.Пранигишвили – на «динамическую организацию сущностных сил человека».

Чаще всего, в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение.

Стресс и его виды.

Стресс – особое состояние организма человека, возникающее на на сильный внешний раздражитель.

Стадии стресса:

• реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»);

• стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;

• стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы многих органов и систем организма. Организм подготовлен к борьбе, к преодолению опасности, тем или иным путем организм готов справиться с ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде физиологических и психологических свойств – в сдвиге соматических (телесных) показателей в сторону интенсификации, улучшении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске работы.

Стресс является составной частью нашей жизни. Его нельзя избежать, как нельзя избежать еды и питья. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека. Уже на первых этапах создания учения о стрессе Г.Селье подчеркивал, при длительном стрессе возникают не только функциональные изменения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфологические необратимые изменения, т.е. серьезные телесные заболевания.

Нередко в стрессовой ситуации человек вынужден вести себя сдержанно, полностью контролирует свое поведение, принимает точные и ответственные решения, однако, при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. Как писал К.М.Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать внутренние органы», И тому есть много доказательств.

В настоящее время хорошо известно, что в результате психической травмы у человека может возникнуть патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний. Различные люди реагирует на одинаковые нагрузки по-разному. У некоторых при стрессе эффективность деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), у других – сразу же падает («стресс кролика»).

Управление эмоциями.

Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах: 1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния); 2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент); 3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции). Ситуативно использование данных способов контроля над эмоциональными проявлениями может быть оправдано. Однако постоянный контроль эмоциональных проявлений приводит к тому, что человек перестает «узнавать» свои эмоции, может затрудняться в определении того, что же он на самом деле чувствует в настоящий момент, таким образом, утрачивает важнейший ориентир в действительности.

Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:

• Отключение (отвлечение). Умение думать о чем угодно, только не о том, что огорчает или тревожит. Отвлечение использовалось еще в русских лечебных заговорах как способ устранения нежелательных эмоций. Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно в итоге определит успешность отвлечения;

• Переключение. Связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности;

• Снижение значимости предстоящей деятельности. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценке значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «это не трагедия» и т.п.;

• Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой);

• Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

• Откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;

• Физическая разрядка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»). Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т.п.

Для актуализации желательной эмоции можно использовать свое воображение. Человек вспоминает ситуацию из своей жизни, которая сопровождалась сильными позитивными переживаниями. Очень скоро прошлая радость или гордость за себя, пережитая ранее, начнут «работать» в настоящем, меняя актуальное состояние. Для вызова желательных эмоций можно использовать музыку.

Акцентуации характера.

На основе исследований К.Леонгарда и А.Е.Личко выделяются следующие основные типы акцентуаций характера:

1. акцентуация циклоидная – периодические колебания работоспособности, активности, настроения; соответственно – характер циклоидный;

2. акцентуация ги<

Наши рекомендации