Раздел 4. Приемы изучения личности

Методические рекомендации и контрольные задания

для самостоятельной работы студентов,

заочно обучающихся

по специальности

100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

Гжель

Составитель:

Христенко Г.И., преподаватель колледжа ГГХПИ.

Рецензенты:Петросян С.Э., психолог Медицинского областного колледжа № 2;

Илькевич Б.В., профессор, кандидат педагогических наук.

Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цель, задачи, аннотация дисциплины и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание дисциплины, вопросы для подготовки к экзамену, перечень рекомендованной литературы и другие методические рекомендации.

Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин.

Протокол №___ от ____________200__ г.

Зав. кафедрой

_________

«___»__________ 200__ г.

Пояснительная записка

Программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм».

Цели дисциплины

Ориентировать студентов в методах и приемах психодиагностических исследований, а также формировать умения и навыки использования психодиагностических методов и приемов намеченного исследования по отношению к конкретному случаю, событию, явлению, психодиагностический метод выступает своего рода «аналитическим фильтром», обеспечивающим характеристику данного случая (события, явления) в соответствии с поставленной целью исследования, поиском определенного содержания.

Задачи дисциплины

▪ оптимизация межличностных отношений в группе;

▪ улучшение психологического климата;

▪ оптимизировать межгрупповые взаимоотношений;

▪ обеспечить усвоение этических норм, обязательных для специалиста психодиагноста.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

▪ понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, связанных с конкретной областью его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

▪ владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

▪ знать основные функции психодиагностики и возможности применения психодиагностических методов в различных областях жизни;

▪ знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования различных коллективов, организации и функционирования средства массовой коммуникации, службы семьи;

▪ владеть методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств.

Аннотация дисциплины

Программа курса содержит 4 раздела, 11 тем, каждая из которых сопровождается вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы. Усвоение программы предусматривает лекционные и практические занятия. В рекомендации включены перечень тем контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению.

Рекомендую обратить внимание на следующие моменты: во время практических занятий обратить особое внимание на распознавание уровней психодиагностического исследования (индивид, личность, душа) и аналитический разбор конкретных случаев, включающих несколько психодиагностических методик, а также на перечень литературы теоретического и практического характера, указанную в методических рекомендациях.

Это объясняется появлением в последние годы большого количества изданий, не соответствующих статусу научных.

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в виде полноты и качества полученных знаний, умений, навыков.

Рекомендуется использовать методы и формы устного и письменного контроля, тестирование, анализ конспектов, рефератов, результатов диагностики и т.д.

тематический план

Раздел 1. Общее представление о методах психологии Тема 1.1. Метод и его понятие в психологии.

Тема 1.2. Классификации методов.

Тема 1.3. Уровни психодиагностического исследования.

Раздел 2 Психодиагностическое поле личности

Тема 2.1. Теоретические аспекты изучения личности потребителя.

Тема 2.2. Совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности.

Тема 2.3. Основы психодиагностики потребителя до начала контакта с ним.

Раздел 3. Социально-психологическая диагностика

Потребителя

Тема 3.1. Поведенческая диагностика вербальных средств общения.

Тема 3.2. Поведенческая диагностика невербальных средств общения.

Раздел 4. Приемы изучения личности

Тема 4.1. Социально-психологический паспорт личности потребителя.

Тема 4.2. Принципы выделения главных психологических особенностей потребителя.

Тема 4.3. Основные техники и технологии установления контакта с потребителем- партнером по общению.

Содержание дисциплины

Наши рекомендации