Раздел 4. Приемы изучения личности
Методические рекомендации и контрольные задания
для самостоятельной работы студентов,
заочно обучающихся
по специальности
100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Гжель
Составитель:
Христенко Г.И., преподаватель колледжа ГГХПИ.
Рецензенты:Петросян С.Э., психолог Медицинского областного колледжа № 2;
Илькевич Б.В., профессор, кандидат педагогических наук.
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цель, задачи, аннотация дисциплины и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание дисциплины, вопросы для подготовки к экзамену, перечень рекомендованной литературы и другие методические рекомендации.
Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин.
Протокол №___ от ____________200__ г.
Зав. кафедрой
_________
«___»__________ 200__ г.
Пояснительная записка
Программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм».
Цели дисциплины
Ориентировать студентов в методах и приемах психодиагностических исследований, а также формировать умения и навыки использования психодиагностических методов и приемов намеченного исследования по отношению к конкретному случаю, событию, явлению, психодиагностический метод выступает своего рода «аналитическим фильтром», обеспечивающим характеристику данного случая (события, явления) в соответствии с поставленной целью исследования, поиском определенного содержания.
Задачи дисциплины
▪ оптимизация межличностных отношений в группе;
▪ улучшение психологического климата;
▪ оптимизировать межгрупповые взаимоотношений;
▪ обеспечить усвоение этических норм, обязательных для специалиста психодиагноста.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
▪ понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, связанных с конкретной областью его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
▪ владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
▪ знать основные функции психодиагностики и возможности применения психодиагностических методов в различных областях жизни;
▪ знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования различных коллективов, организации и функционирования средства массовой коммуникации, службы семьи;
▪ владеть методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств.
Аннотация дисциплины
Программа курса содержит 4 раздела, 11 тем, каждая из которых сопровождается вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы. Усвоение программы предусматривает лекционные и практические занятия. В рекомендации включены перечень тем контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению.
Рекомендую обратить внимание на следующие моменты: во время практических занятий обратить особое внимание на распознавание уровней психодиагностического исследования (индивид, личность, душа) и аналитический разбор конкретных случаев, включающих несколько психодиагностических методик, а также на перечень литературы теоретического и практического характера, указанную в методических рекомендациях.
Это объясняется появлением в последние годы большого количества изданий, не соответствующих статусу научных.
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в виде полноты и качества полученных знаний, умений, навыков.
Рекомендуется использовать методы и формы устного и письменного контроля, тестирование, анализ конспектов, рефератов, результатов диагностики и т.д.
тематический план
Раздел 1. Общее представление о методах психологии Тема 1.1. Метод и его понятие в психологии. |
Тема 1.2. Классификации методов.
Тема 1.3. Уровни психодиагностического исследования.
Раздел 2 Психодиагностическое поле личности
Тема 2.1. Теоретические аспекты изучения личности потребителя.
Тема 2.2. Совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности.
Тема 2.3. Основы психодиагностики потребителя до начала контакта с ним.
Раздел 3. Социально-психологическая диагностика
Потребителя
Тема 3.1. Поведенческая диагностика вербальных средств общения.
Тема 3.2. Поведенческая диагностика невербальных средств общения. |
Раздел 4. Приемы изучения личности
Тема 4.1. Социально-психологический паспорт личности потребителя. |
Тема 4.2. Принципы выделения главных психологических особенностей потребителя.
Тема 4.3. Основные техники и технологии установления контакта с потребителем- партнером по общению.
Содержание дисциплины