Теоретико-методологические проблемы изучения строения и развития личности. Представление о строении и развитии личности в психологии сознания (У.Джеймс) и в бихевиоризме (Б.Скиннер).

Джеймс – противник структурализма. Он подходит к изучению сознания с функциональной т.зр, Он вводит действие заинтересованного субъекта в писхологию.У Джеймса первая крупная теория личности. Сознание – поток. 4 основные свойства сознания: 1) каждое состояние сознания есть часть личного сознания. Все состояния данные человеку создаются им как принадлежащие ему самому. «Я» человеку предстаёт в его сознании двояким образом (а) сознается как субъект сознания, который обладает способностью осознавания. Это просто Я или чистое Я; б) «Я» осознаётся человеком как объект сознания, который является результатом его собственного акта сознавания. Это Эмпирическое Я). «Я» человека, которое представляется в сознании человека двояким образом – это личность. Личностью, как предметом научного исследования может быть только «Эмпирическое Я». Так как научно мы можем наблюдать только объективное. «Чистое Я» это предмет философии и религии.

Личность (Джеймс) – это то, что человек может назвать своим. Надо изучать элементы личности, эмоции и чувства, поступки. То, что человек может назвать своим, это широкий круг материальных и идеалистических ценностей, которые называются компонентами. Человек может назвать своим такой компонент, который высоко значим для него. Отделить значимый компонент от незначимого можно по двум пунктам: указывает на тесную связь значимых для человека компонентов, которые являются его собственной самооценкой. Если с компонентами всё обстоит благополучно, то у человека чувство довольства собой. Те компоненты, которые человек называет своим, являются предметом повышенной заботы и внимания. Джеймс разделяет компоненты, которые человек может назвать своими, на 3 класса и в соответствии с ними называет в личности 3 части, которые характеризуют её строение: материальное Я (включает: тело человека, одежда, семья, дом, материальные продукты личного труда), социальное Я (это то, чем признают данного человека окружающие люди, мнением которого они дорожат. Это те особенности личности, которые сформированы под влиянием окружающих людей. Все компоненты он сознаёт своими потому что ему дорого мнение окружающих его людей.), духовное Я (все значимые для человека продукты его духовного деятельности: мысли, чувства, образы, убеждения и т.п.; продукты его творчества.). Понятие иерархии: развитие у человека личности по Джеймсу – развитие иерархии значимости для него различных компонентов Я. Наличие иерархии говорит о наличии своих компонентов – нормальная личность. Одно из центральных понятий в теории сознания Дж – воля: это особая психич функция, участвующая в осуществлении преднамеренных действий в условиях мотивационного конфликта, кот представляет собой способность чела совершать усилия с целью направления и удержания своего внимания и идеи предстоящего действия. Только человек обладает волевой решимостью – он может разрешить конфликт, опираясь на свою способность к совершению определенных усилий.

Бихевиористы – научиться управлять собой, адаптироваться. С точки зрения Уотсона, психология как наука о сознании невозможна. Явления сознания нельзя считать объективными, даже основной метод изучения сознания – интроспекция – априори субъективен. Т.о., предметом пси должно стать поведение чел-ка. Поведение – всегда целенаправленное действие, гибко соотносящееся с реальными условиями. Нет проблем внутренних, все внешние. Психолог помогает решить внешние проблемы с адаптацией. Уотсон: Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций. Под тем, чем он обладает, мы подразумеваем, во-первых, общую массу его организованных навыков, социализированные и урегулированные инстинкты, социализированные и умеренные эмоции и сочетания и взаимоотношения этих последних и, во-вторых, высокие коэффициенты как пластичности (способности образования новых навыков и видоизменения старых), так и способности удержания (готовность установления навыков функционировать после периода непользования ими). Формирование личности – результат научения: подкрепление одних типов поведения и гашение других. Бихевиористы считают, что вообще незачем строить теории о глубинном строении личности, достаточно лишь проанализировать, как происходило научение индивида в прошлом и благодаря каким обстоятельствам поведение индивида сохранилось в настоящем. Скиннер (оперантное научение): Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит. Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека - только терять время. по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека - только терять время.

19. Представления о строении и развитии личности в классическом психоанализе (З.Фрейд, А.Адлер, К.-Г.Юнг).

Фрейд:личность человека состоит из трёх структур: Сверх-я, Оно, Я. Сверх-Я: представляет собой систему моральных и эстетических ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизни. Функция идеала (приписывает идеалы), самонаблюдения (наблюдает, насколько поведение соответствует идеалам), совести (оценивает чувства в соответствии с идеалом). Эта инстанция возникает в раннем детстве под влиянием родителей, пока не сформировано Сверх-я ребёнка идёт замещение на сверх-я родителей. Оно: обозначает интенсивное влечение, связанное с биологической природой человека. Побуждает человека к удовлетворению этих влечений. Фрейд выделил сексуальные влечения. Эта инстанция врождённая. Оно руководствуется принципом удовольствия. Я: часть личности, которая обращена к внешнему миру и находится с ним в непосредственном контакте. Представляет рациональное разумное начало человека. Выполняет 2 функции: познавательная (человек благодаря сознанию может строить образы окружающего мира, которые будут адекватны) и регулирующая (приспосабливает требования влечений Оно и морально-эстетических Сверх-я к реальным условиям жизни). Принцип реальности: характеристика личности: наличие мотивированного конфликта между сверх-я и Оно, человеческое общество может существовать только когда люди могут обуздать свои биологические влечения. Важные задачи воспитания: отодвинуть сексуальные влечения, чтобы сформировались нормы.

Юнг: Тень – включает в себя все объективно присущие человеку качества личности, которые им не осознаются, ввиду их противоположности сознательным представлениям человека самому себе. Тень выполняет по отношению к Эго компенсаторную функцию. Персона – структура, подобная маске, это савок качеств, с которыми человек предстаёт перед другими людьми, либо с целью произвести впечатление, либо с целью соответствовать их требованиям. У человека есть несколько масок. В состав персоны входят те качества, которые свойственны полу человека. Анима – неосознаваемая часть личности: анимус – женщины, анима – мужчины. По своим характеристикам анима и анимус противоположны Персоне. Самость – свойственна личности нормальной. Аномальная личность характеризуется высокой степенью разобобщенности сознания и безсознательной психики, высокой степенью односторонности сознательных установок. Нормальной личности присущи высокая степень интегративности сознания и безсознательного - равноправное участие психических структур в организации жизни. Самость – ценностный спектр психических явлений человека. Она выражает единство личности как целого. Можно представить в виде образов-символов. Обретение самости – общечеловеческий идеал.

Адлер: Человек социален по своей природе. В отличие от Фрейда, у Адлера личность определяется не только своим прошлым, но и будущим, то есть своими целями. Согласно Адлеру основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувству общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связывают разные формы психопаталогий и социальных отклонений. Для лечения неврозов и психозов необходимо изменить всю систему воспитания и ориентировать клиента на общество. В работе использовались: толкование сновидений, анализ истории жизни клиента, анализ порядка рождения, анализ ранних воспоминаний. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. Полагал также, что люди руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму. Адлер сформировал очень экономичную теорию личности, в основе которой ограниченное кол-во принципов: 1-чувство неполноценности и компенсация (чувство неполноценности преодоляется засчет компенсации, в крайнем варианте может сформироваться гиперкомпенсация и комплекс превосходства), 2-стремление к превосходству (главный мотив в теории Адлера, позднее – стремление к власти. У человечества есть конечная цель – развивать свою культуру), 3-стиль жизни (включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума), 4-социальный интерес (помимо стремления к превосходству, это еще одна огромная движущая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений), 5-творческое я (активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость), 6-порядок рождения, 7-функционный финализм (поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего).

Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. Полагал также, что люди руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.

Наши рекомендации