Структура деятельности человека

Тем №9 Деятельность как условие развития личности.

Общее понятие о деятельности. Соотношение понятий «деятельность» и «активность».

Структура деятельности человека.

Основные виды деятельности человека и их характеристика.

Формирование навыков и умений.

Деятельность является необходимым условием формирования личности. Без деятельности невозможна жизнь человека. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, – пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись и т. д. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности. При определении деятельности и характеристике ее основных свойств особое значение имеет раскрытие соотношения таких понятий как «деятельность», «активность», «поведение».

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных, даже если это поведение достаточно сложно. Активность – это всеобщее свойство всех живых организмов, направленная на преобразование и поддержание ими жизненно важной связи с окружающим миром (поиск пищи, воды, избегание неблагоприятных условий жизни и т. д.).Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного созревания организма.

Активность любого живого организма, в конечном счете вызывается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Потребность – это состояние нужды в чем-либо. Не составляет исключения в этом отношении и человек. Осознаваемые или неосознаваемые, естественные или культурные, материальные или духовные, личные или общественно-личные потребности порождают разнообразные формы активности человека, обеспечивающие его формирование, существование и развитие как организма, индивида и личности в системе общественных отношений. Эти формы активности называются поведением. Однако если рассмотреть внимательно само поведение человека и разнообразные формы удовлетворения его активности, то мы обнаружим, что их отношение к потребностям у человека принципиально иное, чем у животных. Поведение животного всегда непосредственно направлено на удовлетворение той или иной потребности. Потребность не только толкает животного на активность, но и определяет формы этой активности.

Совсем по-иному организовано поведение человека. Уже действия маленького ребенка, который сидит на стульчике, ест ложкой, невозможно целиком вывести из одних его естественных потребностей. Сама по себе ложка вовсе не нужна для удовлетворения потребности в пище. Но под воздействием воспитания эти предметы начинают выступать для ребенка как необходимые условия такого удовлетворения. Не сама потребность, как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения начинают диктовать формы поведения.

Если поведение животных целиком определяется непосредственным окружением, то активность человека уже с самых ранних лет регулируется опытом всего человечества и требованиями общества. Этот тип поведения настолько специфичен, что для его обозначения в психологии употребляется особый термин - деятельность.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. (Л.Д. Столяренко).

Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанную с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (В.Д. Шадриков).

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: во-первых, деятельность человека носит продуктивный характер – человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека определяется (детерминируется) общественно историческими условиями. Активность же животных выступает как результат их биологической эволюции.

Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

Во-первых, она является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющих собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.

Во-вторых, с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.

В-третьих, в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой ни что иное как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психический деятельности: умственной, физической и т. д.

В-четвертых, деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т. д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.

В-пятых, активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине происходит потеря профессиональной квалификации у специалистов, длительное время не выполняющих профессиональную деятельность.

Наконец, в-шестых, творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лише­ние человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, выражающемуся в тяжелых внутренних переживаниях.

Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних ком­понентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве, она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс в психологии называется интериорuзацией. Интериоризация – процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней действительности.

Именно таким образом происходит порождение и развитие психики - на основе преобразования деятельности. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. Поэтому она легко трансформируется и выражается во внешнихкомпонентах. Переход внутренних компонентов дея­тельности во внешние называется экстериоризацией. Экстериоризация – процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека, своего рода «перевод» внутренних структур на «внешний» язык. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние): намерения, цели, мотивы, различные познаватель­ные процессы, способности, эмоциональные переживания, черты характера, самооценку и т. д. Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

Таким образом, деятельностьюназывается жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). Деятельность человека представляет собой сложную систему, включенную в социальные отношения.

Структура деятельности человека.

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Наши рекомендации