Идея деятельностной сущности человека. Структура деятельности; деятельностный цикл.

Активность человека – предпосылка и способ выхода в иные миры: естественный и трансцендентный,которым соответствуют мыслимые человеком их предельные состояния как миры внешние: природный и божественный. Следует подумать над вопросом о том, что в активности человека позволяет ему признать эти миры и как они открываются ему.

При всем многообразии форм проявления активности человека доминирующей выступает деятельность, предпосылкой и существенным моментом которой оказывается целесообразность.Данная форма являет собой особый тип связей человека с миром физических процессов, в которые вписывается человек своей психофизической и духовной конституцией. Схемы мира физических процессов обретают характер матриц, по которым реализуется духовная жизнь человека. В результате этого духовный мир схематизируется, воспроизводя на своем «материале» черты схем физического мира: линейная пространственно-временная структуризация, формально-математическая геометризация, теоретико-методологическая систематизация, операционно-процедурная локализация. Эти черты структурированного таким образом сознания совершенно необходимы в целеполагающих и целереализующих видах деятельности. Однако кроме положительных моментов (например, их роль в повышении эффективности и результативности деятельности), они содержат и негативные моменты, к которым следует отнести прежде всего расколотость сознания и утрату им целостности. Подумайте, каким образом связаны негативные моменты и кризис в сфере экологии.

Анализируя структуру деятельности, необходимо обратить внимание на то, что в деятельности человек дан себе как бы трижды: на этапе замысла деятельности, в ее осуществлении и в ее результатах; причем, в последних, в свою очередь, еще дважды: в продукте, который направлен на удовлетворение потребности, вызвавшей деятельность, и в так называемых побочных эффектах деятельности. Ни в одном из указанных структурных элементов, взятых в отдельности, существо деятельности не выражено. Суть ее – в исполнении, в осуществлении. Осуществить – значит воплотить (облечь плотью) сущность «идейного замысла» и тем самым перевести (сущность) из идеальной формы существования (проекта, воображаемого действия, ожидаемого результата и т.д.) в предметно-вещественную или знаково-символическую (воплощенную) форму существования. Пространственно-временная атрибутика деятельности здесь обретает вполне осязаемую форму: рядорасположенности и последовательности структурных элементов деятельности и обеспечивающих ее факторов. Они-то и предопределяют собой схематизм мировосприятия и мировидения. Достигаемая тождественность между духовными состояниями, обеспечивающими деятельность (волевые усилия, интеллектуальная сосредоточенность, эмоциональный настрой), и осуществляющимся процессом деятельности превращает последнюю в весьма устойчивое образование, инварианты которого становятся основанием для разрабатываемых технологий, включая мыслительную «технику»: логику, методологию, теорию, понятийно-категориальный аппарат и т.д. Однако они не исчерпывают всех пространственно-временных форм осуществимости деятельности, поскольку она, во-первых, необходимым образом вписана в универсальную связь мироздания, а, во-вторых, в ней постоянно присутствует идеально-духовная реальность со своей пространственно-временной атрибутикой (См.: Тема VII, Пространство и время сознания). Осуществимость деятельности означает необходимую «состыкованность» различных форм, типов, видов, родов Пространственно-Временных связей мироздания.

Общую схематику деятельностного процесса на примере процесса труда выразил К. Маркс в первом томе «Капитала». Если анализ труда в его простых элементах дает возможность выявить схемы собственно технологического содержания деятельностного бытия человека, то теоретико-методологическая проработка схем соотношения различных типов, видов, родов деятельности позволяет выяснить социокультурное, цивилизационное, социологическое, историческое, этнографическое и т. д. содержание различных форм организации жизнедеятельности людей.

Проясняя этот круг вопросов, следует рассмотреть так называемый деятельностный цикл, включающий в себя необходимый и достаточный набор элементов, факторов и условий осуществимости того или иного вида деятельности в его связи с другими видами и типами деятельности. Деятельность в рассматриваемом аспекте становится тотальным и тотализирующим фактором человеческой жизни.

1.4. Над-деятельностное содержание в бытии человека и формы его реализации.

Принципиально важным вопросом в выяснении форм вписанности человека в мироздание является вопрос о над-деятельностном содержании в бытии человека и формах существования этого содержания. Исходным моментом в осмыслении такого содержания может выступить отмеченный выше феномен под названием «побочный эффект деятельности», который (как сопутствующий деятельностному процессу фактор) образует своеобразный слой, инфраструктуру, контекст, совокупность обстоятельств и т.д. жизнедеятельности человека. В классической рационалистической традиции явления подобного рода получили название «третьей реальности». Любая реальность, будучи рассеченной на две части, с необходимостью предполагает при выяснении соотношения между ними наличие некой координирующей эти части реальности, которая и получила название «третьей». В случае описания и представления общественной жизни, где в качестве соответствующих противоположностей выступает деятельность и ее продукт, такой «третьей реальностью» являются обстоятельства внешнего плана, к которым как раз и относятся побочные эффекты деятельности. Изменяемые деятельностью обстоятельства в их закономерном воздействии на ход осуществляемого в данный момент времени деятельностного процесса имеют статус над-деятельностного содержания в бытии человека.

Феноменолого-экзистенциально-герменевтическая мысль последнего столетия подошла к пониманию над-деятельностного содержания в бытии человека совсем с другой стороны. Апеллируя к экзистенциальным состояниям человека-индивида (чувственное созерцание – Л. Фейербах; человечески-чувственная деятельность – К. Маркс; состояния аффекта – Ф. Ницше; жизненно-творческий порыв - А. Бергсон; откровение вместо философского умозрения – Л. Шестов; экстраординарные психические и психологические состояния – З. Фрейд, К. Юнг; поток сознания – Э. Гуссерль; критические духовные состояния человека в так называемых пограничных ситуациях – К. Ясперс; состояния сознания под названием «озарение», «инсайт» и другие), мыслители этих направлений в философии, психологии, психоанализе и современной трансперсональной психологии предприняли попытку понять человека в актах его бытия в особом Пространственно-Временном континууме под названием «Здесь-и-Сейчас». В таких состояниях человека деятельность как процесс «вырождается» в один из моментов, сосуществующий наряду и вместе (в единстве) со всеми иными экзистенциалами человеческого существования. Единство всего сосуществующего в данный момент линейного времени и в данном месте есть состояние, являющее себя так, как оно есть. Оно не предзадано. Оно всегда едино, единственно и уникально. Это особый род бытия человека. Именно эти состояния следует отнести ко всему тому, что возникает, образуется, рождается в отличие от того, что производится, проектируется, достигается в соответствии с ранее поставленной целью.

Выделение состояний человека такого рода, обладающих самостоятельным статусом, но дополняющих деятельностно-процессуальные состояния, позволяет понять существование человека в двух измерениях: социально-историческом и экзистенциально-герменевтическом. Человек в этих двух измерениях выглядит одновременно и как деятельностно-производящий, и как созидательно-порождающий, а вместе с тем и сам порождающийся. Следует обратить внимание на то, что эти два рода состояний не редуцируемы, то есть, не сводимы одно к другому. Они находятся во взаимодополнении, а характер их взаимодействия может быть выражен в неологизме «взаимо-ношение». В актах состояния (возникновения, образования, рождения) присутствуют моменты деятельности, а в деятельностном процессе имеют место и время акты возникновения, образования и рождения. Благодаря наличию последних возможны качественные изменения, то есть имеют место новообразования, переходы одних качественных состояний в другие, понятые как акты, но не как процессы.

2.1. Практика – исток социальных новообразований. Формы порождения нового в общественной жизни.

Представленное и выраженное таким образом взаимоотношение двух рассматриваемых родов состояний позволяет уяснить и понять существо практики как универсальной формы бытия человека в мире. В качестве соотносящихся социальных реалий общественной жизни выступают: а) все виды целеполагающей и целереализующей деятельности; б) обстоятельства, в которых и при которых осуществляется, протекает, реализуется деятельность. При анализе взаимодействия этих реалий следует рассмотреть такие виды:

а) отдельно взятый вид деятельности реализуется как целостный процесс от начала и до конца, завершающийся получением запрограммированного результата;

б) какой-либо вид деятельности в силу воздействия обстоятельств (причем, самого различного рода, характера и содержания) может изменить ход своего осуществления или даже закончиться не завершившись, не достигнув своей конечной цели – результата;

в) какой-либо вид деятельности «исчезает», то есть прекращает свое существование как реалия общественной жизни в силу стечения обстоятельств.

Представляют особый интерес такие ситуации во взаимодействии осуществляемой деятельности с обстоятельствами, при которых одновременно изменяется и сама деятельность и обстоятельства ее осуществления. Такие ситуации одновременного изменения той и другой социальной реалии К. Маркс определяет как практику. (См.: Тезисы о Фейербахе). При выяснении содержания и характера практики (как состояния, в котором имеет место совпадение изменения деятельности и обстоятельств) следует принять во внимание такие ее параметры, как одновременность(в одно и то же время) исовместность(в одном и том же месте). Одновременность и совместность исключает трактовку изменения в терминах и понятиях, содержащих и выражающих последовательность и разноместность. А это, в свою очередь, предполагает определенный язык (в том числе и понятийно-категориальный аппарат), в котором бы выражались состояния целостности, единства, слитности, нерасчлененности. В таком языке (подумайте, в каких еще формах, помимо словесной, могут реализовываться состояния человека в любых ситуациях: от щемящей сердце пустоты до актов творческого экстаза), действительность и реальность существующего единства человека и мира (точнее сказать, всех миров, включая самый лучший из возможных миров) становится тотальностью (лат. totalis – весь, полный, целый), охватывающей «все и сразу». Такие формы бытия человека-в-мире сказываются, демонстрируются и тем самым «говорят» о человеке и мире несказанное ранееи несказываемое впредь. Обратите внимание на то, каким должно быть время в этих формах бытия. Уникальность состояний человека-в-мире интересна прежде всего тем, что она есть единственный род и акт исполняемости человека в мире и мира в человеке, когда они, будучи взаимонесомыми, образуют смыслы миров, смыслы жизни, смыслы человеческого существования.

Праксиология и креатология.

Будучи сферой философского осмысления, состояния подобного рода составляют «предмет» особой отрасли знания под названием креатология(лат. сreatio – сотворение). Первоначальные исходные моменты этой «логии» присутствуют в мифологии (космогонические мифы), в религиозных учениях о сотворении мира и человека Богом (в частности, в теософии), в креационистских биологических концепциях, в некоторых современных концепциях творчества. В рамках традиционного рационалистического стиля мышления креатология может быть понята как способ теоретического представления предпосылок, условий и некоторых общих содержательных характеристик творчества и его результатов. В условиях современной техногенной цивилизации с целью повышения эффективности реализации творческого потенциала личности разрабатываются методики актуализации такого потенциала, например, современные обучающие технологии, интеллектуальные игры, новейшие формы коммуникаций, включая международные компьютерные сети, специализированную подготовку кадров (так называемые группы специального назначения). Какие еще варианты Вы можете предложить?

Доминирующей формой активности человека в условиях техногенной цивилизации остается сфера производственно-технико-технологической деятельности с обеспечивающими ее эффективность условиями. К последним относится разветвленная область научно-технического, экономико-экологического, социально-управленческого, политико-идеологического, социально-психологического обеспечения этой сферы. Уровень философского осмысления и определения статуса данной области выявил обширное поле теоретической конструирующе-проектирующей деятельности, курирующей всю сферу деятельностного бытия человека, получившей название праксиологии (греч. praxis – действие + logos – учение). Первоначальным историческим вариантом праксеологии была аристотелевская прагматика (греч. pragma – дело, действие), как учение о мастерстве человеческого делания, затем вылившаяся в целое течение – прагматизм, в котором были предприняты серьезные попытки осмыслить условия повышения эффективности общественной деятельности и полезность ее результатов. Современная праксиология представляет философскую концепцию деятельности, в которой разрабатывается методология организации и методика реализации различных видов деятельности и их совокупностей (с точки зрения установления их эффективности), социальной значимости (ценности), а также выявляются возможные варианты последствий человеческих деяний.

Креатология и праксиология, взятые в форме взаимодополняющих областей осмысления, изучения и установления должного в общественной жизнедеятельности людей, дают соответствующую картину такой жизнедеятельности. Последняя в данной картине представляет собой единство социально-исторического и экзистенциального, а общественная жизнь, взятая в ее линейно-временном срезе, выступает как естественно-исторический процесс.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Выделите экзистенциалы человеческого существования и попытайтесь организовать их некоторую систему.

2. По каким критериям устанавливается собственное социальное бытие человека и в каких формах и способах оно конституируется?

3. Какие теоретические приемы и процедуры могут быть использованы для описания, выражения и объяснения экзистенциальных состояний человека.

4. В каком смысле человек – существо прагматическое, праксеологическое, практическое, экзистенциально-герменевтическое?

ТЕСТЫ

I. Атрибутивность деятельности в жизни человека означает:

1. невозможность существования человека как социального существа вне целесообразной деятельности;

2. врожденную способность что-то делать (изготовлять);

3. проявлять любую форму активности;

4. изменять условия своего существования и изменять себя;

5. наличие адаптационных механизмов выживания человека.

II. Какой из указанных элементов не входит в деятельностный цикл?

1. проект деятельности;

2. волевые усилия и целеустремленность;

3. инстинкт самосохранения;

4. контрольно-управляющие функции человека;

5. побочные эффекты деятельности (неожидаемый результат).

III. Чем деятельность (как способ самоопределения человека) сама определяется:

1. совокупностью обстоятельств, в которых оказывается человек;

2. другими, ранее существовавшими видами деятельности;

3. внутренними побуждениями человека;

4. наличием у человека выбора возможных вариантов его существования;

5. целесообразностью.

IV. В чем принципиальное различие технического и естественно-природного миров:

1. в действии в каждом из этих миров своих законов, независимых от сознания и воли людей;

2. технический мир строится, конструируется; естественный мир – порождается;

3. различной степенью упорядоченности информации в этих мирах;

4. технический мир – сущностный, естественный мир – феноменальный.

V. Практика – это:

1. целереализующая деятельность людей;

2. совокупный результат деятельности людей;

3. состояния одновременного качественного изменения деятельности и обстоятельств ее осуществимости;

4. способ актуализации ранее накопленного опыта;

5. деятельность по преобразованию природы.

VI. Что не включает в себя социальная прагматика?

1. поиск новых форм человеческого общения;

2. повышение эффективности различных видов деятельности;

3. идеологию;

4. спонтанные процессы и явления в мире;

5. установление норм и правил в общественной жизни.

СЛОВАРЬ

Деятельность– одна из форм проявления активности человека, реализующая его определенные ценностно-целевые установки и направленная на удовлетворение той или иной потребности.

Деятельностный цикл– целостное образование элементов человеческой активности, обеспечивающий процесс получения (производства) заданного в программе продукта деятельности. Он охватывает совокупность необходимых и достаточных условий и факторов достижения запрограммированного результата.

Трансцендентное– категория, обозначающая все то, что выходит за пределы опыта; эта сфера, недоступная теоретическому познанию, которая становится «предметом» веры или спекулятивных построений.

Экзистенциал– ценностно-ориентированная духовно-психологическая установка и состояние человека, коррелирующие его взаимодействие с Миром и обеспечивающие его самоосуществление в определенном качестве.

Экзистенция– категория современной философии, обозначающая человеческое существование как постоянное самосуществование «здесь-и-сейчас», как переживание и проживание конкретной ситуации, уникальной для каждого человека. Экзистенция понимается как всегда новая процессуальность открывания себя Миру.

ТЕМА V

Наши рекомендации