Тема 2. Личность, ее структура и проявление

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства личности, состояние, процессы. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

Направленность личности. Мотивы и мотивации поведения. Виды мотивов. Осознанные мотивы – интересы, стремления, убеждения, их становление в связи с мировоззрением личности.

Неосознаваемые мотивы поведения установки и стереотипные формы поведения личности. Внушение. Конформизм.

Типологические особенности личности. Уровни притязаний и ожиданий личности.

Зависимость притязаний школьников от педагогических воздействий учителя. Притязание и самоутверждение личности.

Оценка и самооценка, ее роль для становления самосознания личности. Условия формирования самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценки и их влияние на поведение личности.

Процессы социализации личности, становление образа «Я». Цели личности и произвольная регуляция деятельности. Возрастная динамика самооценки. Формирование и развитие личности. Движущие силы и условия развития личности.

Методы изучения личности. Современные ее теории.

Гуманность, экологическая культура, целеустремленность и организованность – базовые свойства современной личности.

Формирование личности в процессе обучения.

Ключевые понятия. Биологическое и социальное в личности, влечение, движущие силы развития личности, жизненная позиция, идеалы, индивид, индивидуальность, интересы, когнитивный диссонанс, личность, ее структура и проявление: личность и деятельность, мировоззрение, мотив, мотивация, намерения, направленность, оценка и самооценка, персонализация, роль и ролевые ожидания, самоконтроль, стремления, структура личности, уровень притязаний, установка, цели личности, ценностные ориентации, человек.

Тема 3. Деятельность

Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Активность личности и мотивация деятельности. Принцип единства сознания и деятельности личности. Предметный характер человеческой деятельности. Ее структура. Психологические теории деятельности.

Действия и движения. Операции. Управление действием и его контроль.

Внутренняя психическая и внешняя практическая деятельности. Понятия интериоризации и экстериоризации.

Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Формирование навыков и основные закономерности управления. Взаимодействие навыков. Умения. Привычки и их роль в поведении личности.

Основные виды деятельности. Игровая деятельность и ее психические особенности. Роль игры в развитии ребенка. Учебная деятельность и ее психологические особенности. Развитие учебной деятельности в процессе обучения. Психологические компоненты трудовой деятельности. Специфика деятельности личности. Проблемы компьютеризации. Психологическая служба в системе образования и на производстве.

Ключевые понятия. Автоматизация, антиципация, ведущая деятельность, виды деятельности: игра, общение, труд, ученье; внешняя и внутренняя деятельности, движение, действие, деятельность, жизнедеятельность, интериоризация, интерференция, навыки, операция, перенос, привычка, умения, управление действием и его контроль, цели, экстериоризация.

РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Темперамент

Понятие о темпераменте как о биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Типы темпераментов, их характеристика. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Мотивы поведения и темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Изучение индивидуально-психологических различий в современной дифференциальной психофизиологии (школа Б.М. Теплова, В. Д . Небылицына).

Исследование свойств темперамента в жизненных ситуациях (школа В.С. Мерлина). Учет темперамента в индивидуальной работе с детьми.

Ключевые понятия. Активность, динамичность, интроверт, концентрированностъ, лабильность, меланхолик, пластичность, подвижность, реактивность, ригидность, сангвиник, сензитивность, сила нервной системы, темперамент, тип высшей нервной деятельности, уравновешенность, флегматик, холерик, экстраверт.

Тема 2. Характер

Понятие о характере. Характер и направленность личности. Обусловленность характера условиями жизни и общественными отношениями. Физиологические основы характера. Черты характера. Его структура. Характер и темперамент. Условия формирования характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательной работе с детьми.

Ключевые понятия. Акцентуация, физиономика, характер.

Тема 3. Способности

Понятие о способностях. Их психологическая природа. Умственная активность личности, ее влияние на развитие способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Способности и деятельность. Способности и знания. Способности в связи с парциальными и общими типами высшей нервной деятельности. Мыслительный и художественный типы как один из видов индивидуальностей. Наследственность и способности. Роль задатков в развитии способностей. Общие и специальные способности. Их структура – общие и вспомогательные свойства в структуре способностей. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Показатели развития способностей. Общие умственные способности.

Проблема диагностики способностей. Тесты способностей и их оценка. Раннее выявление способностей. Способности и интересы, способности и трудолюбие. Основные показатели развития способностей.

Одаренные дети, их психологические особенности и специфика работы с ними. Школьники с задержкой психического развития.

Развитие творческих способностей у детей. Способности и задачи профориентации учащихся. Зависимость развития способностей у школьника.

Ключевые понятия. Гениальность, задатки, общие и специальные способности, одаренность, олигофрения, профориентация, склонности, способность, талант, тесты способностей, умственная активность, френология.

Тема 4. Эмоции

Историческая обусловленность чувств человека. Их значение в жизни личности. Основные функции чувств –сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение.

Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль коры и лимбической системы в регуляции эмоций. Вегетативные проявления эмоций.

Психологические теории эмоций: эволюционная теория эмоций Дарвина, теории Джемса и Ланге. Когнитивные теории эмоций. Активизирующая и информационная теория эмоций Анохина и Симонова.

Основные эмоциональные состояния настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Теория стресса Селье. Классификация и виды эмоций.

Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Динамика развития чувств - продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность. Способы их выражения. Саморегулирование в сфере чувств. Воспитание и самовоспитание чувств в процессе формирования личности.

Ключевые понятия. Амбивалентность, апатия, астенические и сгпенические чувства, аффект, вдохновение, виды чувств: интеллектуальные, моральные, практические, эстетические; депрессия, ирония, лимбическая система, настроение, страсть, стресс, фрустрация, чувства и эмоции, чувственный тон, эмпатия.

Тема 5. Воля

Понятие о воле. Мотивационная сфера личности и волевая активность. Теории воли.

Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Значение воли для регуляции деятельности.

Волевой акт и его структура. Принятие решения и его характеристика. Волевое усилие. Побудительная и тормозная функции воли.

Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Рефлексия и воля. Формирование волевых качеств личности в процессе обучения.

Ключевые слова. Абулия, борьба мотивов, волевые акт, действия и качества: воля, импульсивные действия, принятие решения, свобода воли, сила воли, функции воли: контроль, регулирование, торможение.

Наши рекомендации