Тема 5: Личность преступника: понятие и структура

Методические указания:

Форма проведения практического занятия: деловая игра.

Деловая игра является средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения, имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Цели проведения деловой игры:

- формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов в изучении личности преступника;

- воспитание системного мышления;

- передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

- обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

- формирование навыков анализа конкретной ситуации.

При подготовке к деловой игре студентам необходимо прежде всего разобраться в содержании социальной личности преступника. Важно правильно представлять себе соотношение понятий: «личность преступника», «субъект преступления», «подозреваемый», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный». Личность преступника характеризуется множеством социально обусловленных признаков, которые можно объединить в две группы. К первой группе следует отнести такие признаки, которые присущи личности. Вторую группу образуют признаки прямо или косвенно связанные с совершением преступления. Характеристика личности преступника имеет большое значение не только в криминологии, но и в уголовном, уголовно-исполнительном праве. Поэтому студенты должны охарактеризовать личность преступника в уголовно-правом и уголовно-исполнительном аспекте. Необходимо обратить внимание на следующую проблему: «соотношение биологического и социального в личности преступника» и степень научной разработанности данной проблемы отечественными криминологами. В криминологической литературе по этому поводу высказывались различные суждения и оценки. В настоящее время ученые-криминологи почти едины в признании социальной природы преступности, биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.

Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработки различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.

В результате подготовки и проведения практического занятия студенты должны:

Знать:

- понятие личности преступника;

- структуру личности преступника;

- типология личности преступника.

Владеть:

- навыками работы с законодательством, регламентирующей деятельность субъектов по выявлению структурных компонентов личности преступника.

Уметь:

-проводить разграничивать понятия «подозреваемый», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный», «субъект преступления», «личность преступника».

Примерный состав участников деловой игры:

- личность преступника – 1 чел;

- потерпевший – 1 чел;

- сотрудник правоохранительного органа - 1 чел;

- свидетель - 1 чел;

- эксперты – 2 чел.

Подготовка и проведение деловой игры.

Преподаватель заранее знакомит студентов с целями проведения деловой игры, объясняет задачи всех участников и распределяет роли с учетом пожелания студентов.

Всем участникам деловой игры выдается задание, которое они выполняют за пределами учебного расписания, консультируясь с преподавателем.

Проекты документов, подготовленные студентами до проведения деловой игры, предъявляются экспертам для письменного заключения по ним. Эксперты до начала игры оглашают свои мнения по данным документам.

Задания участникам деловой игры.

Личность преступника совершает преступление - грабеж. Потерпевший обращается к сотруднику правоохранительного органа, который должен зарегистрировать данное преступление. В ходе расследования путем использования допроса потерпевшего и свидетеля сотрудник правоохранительного органа устанавливает личность преступника. В ходе допроса преступника сотрудник правоохранительного органа должен выявить все структурные компоненты личности преступника.

Эксперты в течении 3-5 минут оценивают подготовленность участников к деловой игре, активность и компетентность действий участников деловой игры, конструктивность вносимых ими предложений. Они кратко анализируют выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны, и дают им оценку. При этом учитывается знание участниками законодательных актов, материалов следственной практики, умение готовить проекты юридических документов, вести диалог, принимать оптимальные решения и правильно строить отношения между собой.

Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение пяти минут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов. При этом он обращает внимание участников игры на полноту достижения поставленных целей, на недостатки и положительные стороны хода игры.

Рекомендуемые источники

Законодательство и иные нормативно-правовые акты:

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237. – от 25 декабря.

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание за­конодательства РФ. − 1994. − № 13. – Ст. 1447

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 18. − Ст. 1589

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание зако­нодательства РФ. − 1997. − № 1. − Ст. 1 -Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 года "О прокуратуре Рос­сийской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 47. − Ст. 4472

-Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 года "О прокуратуре Рос­сийской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 47. − Ст. 4472

- Федеральный закон от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 33. − Ст. 3349

- Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. − №7. – Ст. 900

- Федеральный закон от 20 апреля 1995 года "О государствен­ной защите судей, должностных лиц правоохранительных и кон­тролирующих органов" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 17. − Ст. 1455

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174 – ФЗ от 18 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. – 2001. − №52 (ч. І). – Ст. 4921

- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание зако­нодательства РФ. – 2002. − №23. – Ст. 2102

- Закон РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Вер­ховного Совета РФ. − 1992. − № 30. − Ст. 1792

Наши рекомендации