Основные характеристики развития детей
(Адаптированный вариант О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой)
З-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
игра | • выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; | • выполняет взаимосвязанные ро- левые действия, называет свою роль; • самостоятельно удерживает сюжет- | • выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей; | • отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество); | |
к а | • участвует в разыгрывании сюжета- цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый) | цепочку из 3-4 действий | • участвует в распределении ролей до начала игры | • участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала | |
= т | Рисование | • создает предметный схематический рисунок, изображение опе- | • создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по | • изображает предмет с деталями, появляются элементы сюжета, замысел | • изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции; |
а | режает замысел | ходу изображения | опережает изображение | замысел опережает изображение | |
Ф | Апппи иккация | • может составить схематическое изображение из 2-3 частей; | • может работать с ножницами (держать их правильно), вырезывая | • самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, | • владеет разными способами вырезывания (из бумаги, сложенной |
т а | • выкладывает и наклеивает элемент аппликации на бубумагу | простые формы; • составляет предметные изо6ражения | квадраты и Т. п.); • наклеивает вырезанные фигуры на | гармошкой, сложенной вдвое и Т. п.); • наклеивает вырезанные фигуры на | |
д = | и наклеивает их на бумагу | бумагу, создавая орнамент или предметное изображение | бумагу, создавая орнамент ми предметную композицию (сюжет) | ||
Конструиров- | • создает предметные конструкции | • создает предметные конструкции | • создает предметные и сюжетные | • создает предметные и сюжетные | |
л | ание | из 3-5 деталей | из 5-6 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу); • осваивает конструирование из бумаги и природного материала | композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей); • осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора) | композиции из строительного материала по о6разцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-10 деталей); • осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах |
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Умственное | • знает названия 3-4 цветов | • может выбрать из нескольких одну | • расставляет по величине 7-10 | • иСПользует схему для ориентировки | |
развитие | и 2-З форм; | карточку по названию цвета или формы | предметов одинаковой формы; | в пространственной ситуации; | |
• может выбрать из трех предметов | • на простом плане комнаты может | • распределяет предметы по группам на | |||
разной величины «самый большой» («самый маленький»); | • может расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы; | показать стол, за которым сидит; • по просьбе взрослого в состоянии | основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда); | ||
• по о6разцу, предложенному | • по предложенной взрослым схеме | запомним 5-6 названий предметов; | • может запомним по просьбе взрослого | ||
взрослым, может выполнить по- | может выполнить постройку из | • действует по правилу (отбирает | 6-7 названий предметов; | ||
стройку из З-4 кубиков; | 4-5 деталей; | нужные картинки, заштриховывает | • осуществляет деятельность по правилу | ||
s | • по просьбе взрослого может | •может запомнить по просьбе | фигурки); | на словесном материале и по двум | |
ш | запомнить 2-3 слова; | взрослого до 5 названий предметов; | • дорисовывает незаконченное изо- | правилам одновременно на наглядном | |
Ф м а | • Не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут; • использует предметы-заместители, причем один предмет может | • занимается чем-нибудь, не отвлекаясь в течение 15-20 минут; • может дать несколько (хотя бы 2-3) ответов на вопрос: «На что | бражение, дополняет его деталями | материале (например, отбирает картинки, где присутствуют красный цвет и изображения домика); • использует незаконченную фигурку как | |
s "' | замещать разные о6ъектыI (палочка как ложка, градусник, карандаш | похожа фигурка?» - о6 изо6ражении фигурки неопределенной формы | деталь сюжетной композиции; •может самостоятельно сочинить | ||
erci м го б о | и др.) | (например, контурное изображение куклы-невяшки ал | - | небольшую сказку или историю по теме | |
Развиие | • достаточно успешно овладевает | • достаточно успешно овладевает | • достаточно успешно овладевает | • достаточно успешно овладевает сооб- | |
s | представле- | сообщаемыми воспитателем сведениями об | сообщаемыми воспитателем | сообщаемыми воспитателем | щаемыми воспитателем сведениями о6 |
ний об | окружающем (разделы | сведениями о6 окружающем | сведениями о6 окружающем | окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный | |
~ | окружающем | «Я сам», «Рукотворный мир», «О6щество», | (разделы «Я сам», «Рукотворный | (разделы «Я сам», «Рукотворный | мир», «Общество», «Живая |
л | «Живая и неживая | мир», «Общество», «Живая и неживая | мир», «Общество», «Живая и неживая | и неживая природа»); | |
природа»); | природа»); | природа»); | • самостоятельно получает новую ин‑ | ||
• самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) | • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) | • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) | формацию (задает вопросы, экспериментирует) | ||
Развитие речи | • может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква- | • правильно произносит все звуки (исключение могут составлять | • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизно- | • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; | |
ква, ду-ру-д1у и др.), возможны дефекты звукопроизношения; | свистящие, шипящие и сонорные); • употребляет все части речи, | шении; • грамотно использует все част | • грамотно использует все части речи, строит сложные предложения; |
• согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и Т. д. (Отдельные ошибки допустимы); • отвечает на простые вопросы взрослого | появляется словотворчество; • самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого) | речи; • использует обобщающие слова, синонимы, антонимы | • использует обобщающие слова, синонимы антонимы, родовые и видовые понятия; • может объяснить значения знакомых многозначны слов | ||
Развитие | • может пройти по гимнастической | • может перешагивать через рейки | • может пройм по скамейке, перешагивая | • может бегать, преодолевая препятствия | |
моторики | скамейке; | гимнастической лестницы (горизонтально | набивные мячи; | обежать кегли, пролезть в обруч и | |
~с | (координа- | • ударяет мяч об пол и ловит его | установленной на высоте | • отбивает мяч о землю одной рукой | др.; |
% | ция движе- ний) | Двумя руками (3-4 раза); • может перекладывать мелкие | 20 см от пола); • может подбрасывать и ловить мяч | 4-5 раз подряд; • может продеть шнурок в ботинок и | • подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5-7 раз); |
IW У а | прея меты (со стопа в коробку) | двумя руками 3-4 раза подряду • может нанизывать бусины на леску | завязать бантиком | • может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно) | |
Общение со | • проявляет интерес к действиям | • вступает в ролевое | • из6ирателыго и устойчиво | • избирательно и устойчиво взаимодей‑ | |
s | сверстниками | других детей, может им подражать | взаимодействие с детьми | взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях | ствует с детьми; • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; |
о | • дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к со6е- седнику | ||||
°' о а | |||||
Усвоение | • ориентируется на просьбы и тре- | • проявляет социально одобряемые | • регулирует свое поведение в ооот- | • регулирует свое поведение усвоен- | |
s о v | социальны норм и правил | бования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделимся игрушками и Т. п.); • замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого | формы поведения (может сам у6ирать игрушки, выполнять элементарные трудовые о6гнзаннати и Т. д.); • замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам | ветствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и Т. п.) | ными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.); • отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми |
Приложение 5
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЙ
(И. А. Фурманов)
Фамилия, имя, отчество наблюдателя___________________
Фамилия, имя, отчество объекта наблюдения __________
Дата___ Время качала _______ Время окончания_____________
Ситуация:_
Фрагмент ситуации | Эмоциональные реакции | Вербальные реакции | Невербальные реакции | Поведенческие- реакции | Комментарий |
Заключение_______
Приложение 6