Организация работы по программе

Для понимания существа программы важно представить себе как проходят занятия в малых группах. Руководителем малой группы является ведущий.

Чем же занимаются ребята в малых группах? Ребята получают от ведущих знания по основным элементам программы, практикуются использовать приобретенные навыки. Это и «мозговой штурм», и искусство выступать публично, и умение разрешать конфликты. Ребята проводят в группах диспуты, учатся отстаивать свою точку зрения и слушать оппонента. Кроме того, отрабатываются навыки организации процесса работы в группе, руководство малым коллективом; техника ведения разговора; умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решение в максимально сжатый срок.

Например, в игровой форме прорабатываются типичные трудные, «конфликтные» ситуации. Подростки сами разрабатывают сценарий, распределяют роли, проигрывают конфликтную ситуацию, а затем, при помощи более подготовленного ведущего, обсуждают ее, находят пути решения этой и подобных проблем. В данном случае, как правило, используются ролевые игры.

Также проводятся психологические игры с целью достижения контактности, понимания необходимости и неизбежности совместного принятия решения, сознания роли каждого в группе, обществе. Часто такие упражнения требуют нестандартного творческого подхода. Например: «Яйца могут летать!» Материал: 5 трубочек для коктейля, 2 бумажных стаканчика, скотч (2 м.), яйцо, бумажный пакет. Задание: Сделать летательный аппарат, такой, чтобы яйцо не разбилось, упав с третьего этажа. Форма проведения: 10 минут дается группе для обсуждения и принятия решения, затем - еще 10 минут для выполнения задания в полной тишине.

На первый взгляд это и подобные задания могут показаться несерьезными или даже спешными, однако на примере выполнения такого упражнения ведущий проводит глубокий анализ работы группы, поведения каждого ее члена, в том числе, выделившихся в процессе работы лидеров. Ребята разбирают свои удачи и ошибки, сравнивают свое поведение в группе и в жизни, на примере модели - работа группы, анализируют поведение людей в обществе, стереотипы, мешающие выйти за рамки общепринятых норм, проблемы воспитания и их преодоление и многое другое. Ребята учатся анализировать свои опыт и деятельность, извлекать уроки из своих успехов и неудач, использовать их в дальнейшем.

В работе малой группы используется также много игр для снятия психологического и физического напряжения, т.к. ребята, несомненно, устают быть интеллектуально и эмоционально включенными в работу. Эти игры сближают, позволяют расслабиться, отдохнуть, снять напряжение, с иронией посмотреть на себя, на друзей, да и просто весело посмеяться. В тоже время, многие из них требуют внимания, смекалки, быстроты реакции.

Например, «Узелки». Группа стоит в кругу. Каждый участник, скрестив вытянутые вперед руки, берет за руку двух других участников. Таким образом возникает путаница. Цель - распутаться, не разжимая рук и опять стать в круг.

Эта простая игра снимает психологические и физические барьеры через тактильные контакты, способствует сближению группы, ее работе как команда.

Или упражнение «Счетная машина». Участники сидят в кругу, руки на коленях. Каждому присваивается номер. Цель - передать свой номер другому участнику, и не сбиться. Игра проходит в быстром темпе, участники ритмично хлопают себя по коленям, и цель каждого - услышать сигнал, быстро его передать и не сбиться. Скажем, если участник с номером 3 вызывает участника с номером 6, он в ритм хлопков говорит «3,3 - б,б» (два раза свой номер - два раза чей-то еще). Вызванный таким образом номер 6 так же вызывает кого-то еще. Допустивший ошибку выбывает, и его номер называть больше нельзя, но он продолжает хлопать, чтобы затруднить игру. Игра, хотя и требует внимания, всегда проходит очень весело, непринужденно и азартно.

Формирование группы.

Чрезвычайно важным является вопрос о принципах формирования группы. Оптимальный состав тренинговой или малой группы - 7-10 человек. Предпочтение отдастся гетерогенной группе с участниками примерно одного возраста. В этом случае, каждый участник чувствует себя полноценным членом группы и вовлечен в действие. С увеличением численности, группа работает менее эффективно. Гетерогенность способствует большему межличностному пониманию, помогает создать репрезентативную модель общества в группе.

Малая группа работает наиболее эффективно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, в том случае, если она закрыта, т.е. в группе постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

Форма проведения занятия в тренинговой группе как способ специально организационного обучения весьма эффективна для личностного развития, особенно подростков.

При условии соблюдения определенных норм, человек в такой группе чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется доверием группы и не боится не доверять. Во время занятий каждый член группы окружен вниманием и теплом, сам искренне заботиться об окружающих, помогает им и рассчитывает на их помощь.

В группе постоянно действует обратная связь, что позволяет участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступая в контакт с ним. Чувствуя поддержку группы, участник таких занятий может активно экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные несвойственные ему ранее, коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом комфорт, и защищенность.

Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы и выразить себя своими индивидуальными средствами.

Опыт, приобретенный в программе, создает определенный социальный «иммунитет», помогающий разрешать сложные проблемы, возникающие в межличностном и деловом общении практически у каждого человека.

Умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социальной среде, помогают эффективно осваивать сложности социального мира межличностных взаимоотношений.

Важно остановиться на вопросе выработке групповых норм. Работа строится таким образом, что члены группы на первом занятии сами выдвигают идеи по поводу группового поведения и стиля общения, заключают соглашение, которому следуют сами под руководством и при помощи ведущего. Атмосфера безопасности и комфорта, необходимы каждому участнику для личностного раскрытия и познания, достигаются именно за счет этих, всеми принятых, групповых норм. Обычно это поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости.

Наши рекомендации