Организация работы по программе. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

План составлен соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант), утвержденным приказом Министерства образования Российской федерации от 10.04.2002 года, № 29/2065-п. и на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение»,2003 год под редакцией В.В. Воронковой, учебного плана ГБС(К)ОУ «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида», положения о рабочей программе РАСКШИ VIII вида.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- несформированность связной речи;

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов С(К)ОШИ VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цели и задачи программы

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Задачи:

1.Создать условия, для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся РАС(К)ШИ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-30 минут. На индивидуальные занятия - 15-20 минут.

Занятия с каждой группой проводятся:

1-4 классы- 3 раза в неделю;

5 – 6 классы- 2 раза в неделю;

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4-7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения

В структуру занятия входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

2 ч. в неделю

70 час. в год

Программный материал: лексическая, грамматическая темы Кол. часов Дата (п). Дата (ф). Наглядность, оборудование Содержание обучения Развитие связной речи Прогнозируемые результаты
I четверть (18 часов).
      1-15.         ФРОНТАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1.Звуки и буквы.   2.Алфавит.   3.Квартира, комната.     Таблицы: «Алфавит», «Гласные», «Согласные» Наглядное пособие «Звуковые домики» (синего, красного цвета). Предметные картинки. Картинный план «Уборка комнаты» Повторение: понятия «звук», «буква». Различие между звуком и буквой. Что такое алфавит? Назначение алфавита. Запись слов по алфавиту. Нахождение ошибок в расположении слов по алфавиту. Стихи о буквах, звуках. Обогащение и уточнение словаря по теме «Квартира, комната». Подробное рассказывание учащихся о своей деятельности по плану «Как надо убирать комнату». Знать понятия звук и буква. Порядок и названия букв в алфавите. Уметь различать звук и букву, за-писывать слова в алфавитном порядке. Знать порядок уборки своей комнаты.
1.Гласные звуки.   2.Простые формы звукового анализа   3.Ранняя осень.     Схема образования гласных звуков.   Символы гласных.   Сюжетные картинки. Повторение артикуляции гласных звуков, узнавание звука по показу беззвучной артикуляции. Узнавание гласного звука в ряду других гласных, в начале, середине, в конце слова. Слогообразующая роль гласных.     Гласные I и II ряда (гласные I ряда «сидят на твердой скамейке, а гласные II ряда – на мягком диванчике. Беседа по теме: «Осень» Заучивание стихотворения об осени. Знать и называть гласные I-II ряда. Уметь владеть простыми формами звукового анализа.   Уметь описывать явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам.
1.Согласные звуки. Сложные формы звукового анализа.   2.Образование относительных прилагательных (яблочный).   3.Продукты питания.       Артикуляционная схема анализа согласного звука. Предметные картинки продуктов питания, муляжи-фрукты, ягоды, атрибуты магазина. Повторение понятия согласный звук. Характеристика согласного звука. Какие бывают согласные звуки (глухие – звонкие, твердые – мягкие). Выделение существенных артикуляторных признаков согласных для формирования слух произносительных дифференцировок (например: п – сомкнутые губы «взрываются». Звук не тянется. Издается только шум без голоса). Упражнять учащихся в определении количества и последовательности звуков в слове. Игра «Магазин» (какой сок (компот) нужен? яблочный, грушевый). Проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин» Составление диалога между продавцом и покупателем. Знать основные характеристики согласных. Уметь отличать согласные от гласных, определять количество и последовательность звуков в слове. Уметь образовывать относительные прилагательные.
1.Согласные твердые и мягкие. 2.Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда а-я о-е у-ю ы-и э-е 3.Осень в лесу.     Таблица: «Парные гласные» Сюжетная картинка «Осень в лесу» Повторение парных гласных Гласные I и II ряда. Гласные I ряда живут на первом этаже и «сидят» на твердой скамейке и дружат с твердыми согласными, а гласные II ряда живут на втором этаже и «сидят» на мягком диванчике и дружат с мягкими согласными. Упражнения в слух произносительной дифференциации твердых и мягких согласных б-б; в-в; в слогах да-дя…; в словах мал-мял.   Составление рассказа по сюжетной картине, используя опорные предметные картинки гласных II ряда. Уметь составлять рассказ по сюжетной картине с использованием опорных предметных картинок. Знать парные гласные. Уметь на письме обозначать мягкость согласных по средством. Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках явления, действия.
Письменная контрольная работа.     Тетради, ручки. День рождения. В воскресенье у меня день рождения. Мама накрыла праздничный стол. Здесь вазы с яблоками и ягодами. На тарелке большой арбуз. Отец принес корзину цветов. В пять часов придут гости.
1.Буква Ь.   2.Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.   3.Дикие животные.     Опорные карточки типа: хор-хорь. Предметные картинки: лось олень медведь лошадь и др. Сюжетная картинка «В лесу». Повторить: на письме Ьобозначает, что согласный произносится мягко. Мягкий знак не имеет звука. Звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком. Записать слова в единствен-ном числе (кони-конь, двери-дверь). Графический диктант _____ _____Ь.   Сравнение по смыслу, произношению слова типа жар-жарь.   Игра «Четвертый лишний»     Составление рассказов – описаний по предметным картинкам «Лось», «Олень» Описание основных свойств предметов по вопросам логопеда. Сравнение предметов по описанию. Знать назначение буквы Ь; способ обозначения мягкости согласных на письме. Уметь различать на слух и на письме твердые и мягкие согласные.
1.Разделительный Ь. 2.Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков. 3.Огород.     Слоговые дорожки типа: ля-лья, ло-лье. Серия сюжетных картинок «На ого-роде». Предметные картинки овощей, инструментов. Повторение: что показывает Ь ?, первая работа Ь. Разделительный Ь (вторая работа Ь) показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно. Выделение раздельного Ь в словах. Звуко-буквенный анализ и дифференциация слов типа: полет-польет. Упражнения в словообразовании: лисий-лисья, лить-лью. Обогащение словаря по теме «Огород». Образование слов по образ-цу: лить-лью, полить-полью. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «На огороде» Знать – что показывает разделительный Ь. Уметь произносить согласный и гласный звуки, слитно и раздельно.
1.Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знака. 2.Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса. 3.Семья.     Слоговые дорожки. Опорная схема правила. Дифференциация на слух и на письме слов с Ь – разделительным и Ь – мягким. Сравнение и запись слов типа: семя-семья, коля-колья. Проверочный слуховой диктант. Семья, листья, тряпка, мята, крылья, чашка, капля, хлопья; котята, Ульяна, стулья, порядок, поленья.   Составление рас-сказа «Моя семья» из личного опыта по аналогии (сначала рас-сказ составляет логопед, затем дети). Знать правило переноса слов с разделительным Ь Уметь переносить слова с разделительным Ь.  
Проверочная письменная работа.     Тетради, ручки. Домик для щенков. У собаки Пальмы пять щенят. Мы строим им маленький домик у крыльца. Я тащу куски кирпича. Друзья ищут сучья для крыши. Сверху положили старое пальто. Теперь щенки будут жить в домике. Знать правила правописания мягкого знака для показа на письме мягкости согласного и разделительного Ь. Уметь применять данные правила на письме.
Каникулы с 01.11 по 08 .11.  
II четверть (14 часов).
1.Парные звонкие-глухие согласные. 2.Образование относительных прилагательных. 3.Игрушки     Звуковые домики. Звуковые человечки (с колокольчиком на шапочке и без). Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Игра «Магазин игрушек» Образование относительных прилагательных. Из чего сделана игрушка, какая она? Заяц меховой. Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка» по данному началу. Знать парные звонкие-глухие согласные. Уметь различать звонкие-глухие согласные по артикуляционно-акустическим признакам.
1.Звуки В – Ф В Ф 2.Употребление предлогов в пересказе, правописание предлогов. 3.Зимующие птицы.     Символы звуков В Ф (у в - колокольчик). Сюжетная картин-ка «Птицы на кар-мушке». Предметные картинки: ворона, воробей, филин, свиристель… Выделение звуков Ф и В из слов в начальной позиции. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотношение звуков с буквами Ф.В. Звуко-буквенный анализ слов, отличающихся одним звуком (например: влаги-флаги). Игра «Четвертый лишний» Загадки о птицах. Игра «Что изменилось» - развитие зрительной памяти. Заучивание стихотворения про птиц. Знать артикуляционно-акустические признаки звуков В-Ф. Уметь дифференцировать В-Ф в устной и письмен-ной речи.
1.Звуки Б-П. 2.Употребление форм родительного падежа множественного числа существительных. 3.Животные зоопарка.     Символы звуков Б и П.   Сюжетная картин-ка «В зоопарке» Предметные картинки животных: бегемот, гепард, барс, кабан, попугай и др. Запись слов в две колонки по наличию П-Б (слабый, крупный). Определение места звука в слове – работа с цифровым рядом. Обогащение словаря за счет введения в активный словарь новых слов. Игра «У кого что есть?» «У кого чего нет?» (У бегемота есть рога? У бегемота нет рогов? Составление рас-сказа из личного опыта «Когда я был в зоопарке» «Когда я смотрел передачу по телевизору». Знать особенности звучания и образования звуков Б-П. Уметь отличать звонкий звук от глухого; правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных.
1.Звуки Д-Т. 2.Закрепление в речи структуры распространенного предложения. 3.Наш дом.     Картинки: дом-том.   Предметные картинки: дом, труба, дверь, тропинка, дед, дерево, дупло, дятел, трава. Повторение парных звонких и глухих согласных. Выделение парных согласных из слов по предметной картинке (дом-том). Сравнение Д,Т по артикуляции. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация т, д в слогах, словах-паронимах дачка-тачка дочка-точка. Вписать пропущенные буквы д, т. С полученными словами составить предложения Составление рас-сказа «Наш дом» используя предметные картинки (дом, труба, дверь, тропинка, дед, дерево, дупло, дятел, трава). Знать сходство и различие звуков д, т.   Уметь дифференцировать т-д в слогах, словах.
1.Звуки З-С. 2.Согласование существительного с прилагательным в роде и числе.   3. «Зима»     Символы звуков. Сюжетные картинки «Зима». Опорная схема: «Признаки зимы» Предметные картинки: сугроб, снежинка, лес. Выделение звуков С и З из слов. Сравнение по артикуляции (сходство, различие). Соотношение звуков с буквами З, С. Образование новых слов посредством приставки ЗА (сыпать-засыпать). Игра «Исправить ошибку» с опорой на картинку (лето снежное, солнце неяркое). Игра «Что бывает? Зимний…, зимняя…, зимнее…. По прослушанному началу рассказа составить его конец. Описание предмета по прочитанному тексту и рисунку. Знать артикуляционно-акустические признаки звуков з, с. Уметь указывать место звука в слове с опорой на цифровой ряд. Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Уметь описывать предмет по рисунку.
1.Звуки Г-К. 2.Изменение глаголов прошедшего времени в числе, роде. 3.Дикие птицы.     Символы звуков. Цифровой ряд. Кормушка. Чучела птиц: голубь, галка. Предметные картинки птиц. Дифференциация звуков г, к в слогах, словах – паронимах (гора-кора). Устный диктант (поднять букву К или Г по наличию звука. Определить место звука в словах ( с опорой на цифровой ряд). Запись предложений графически. Обогащение словаря по теме «Дикие птицы» Изменение глаголов прошедшего времени в числе и роде (ласточка улетела, ласточки улетели). Изложение по предложенному логопедом тексту и плану «Из жизни птиц» Знать отличие звуков г, к. Знать названия диких птиц. Уметь дифференцировать звуки г, к в слогах, словах.     Уметь излагать мысли по предъявленному плану.
1.Звуки Ж-Ш. 2.Правописание ЖИ-ШИ. 3.Забавы детей зимой.     Символы звуков. Цифровой ряд. Сюжетная картинка «Зимние забавы» (дети на лыжах, катают снежный ком, делают снежную горку). Зимний пейзаж. Выделение звуков из слогов, слов. Сравнение, соотношение с буквами Ш, Ж. Сопоставление слов-паронимов по смыслу и звучанию (шар-жар…). Записать слова в две колонки. Повторение пра-вила написания слогов ШИ-ЖИ, вписать слоги в слова: ска…, …петь, лы…, кру…ть, су…ть и т.д. Отгадывание загадки «Бегут по дорожке доски да ножки» (лыжи). Составление рассказа по сюжетной картине, опорным словом. «Зимние забавы» Знать чем отличаются звуки Ж-Ш; зимние и летние забавы детей.   Уметь сопоставлять и образовывать слова-паронимы.
Письменная проверочная работа.     Тетради, ручки. Школьный двор. Звонок. Ученики выбегают на школьный двор. Они играют в мяч. Мальчики прыгают. Другие сидят на скамейках. Перед школой сад. К саду ведут дорожки. Они посыпаны песком. Все здесь сделано руками детей.
III четверть (20 часов).
1.Звонкие и глухие согласные на конце слова. 2.Подбор проверочных слов путем изменения формы слова. 3.Полевые растения.     Таблица звонких и глухих согласных.   Схема-опора правила правописания.   Предметные картинки: овес, рожь. Наблюдение несовпадения норм произношения с нормами правописания звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка сомнительных согласных в словах: а) устно – с перекидыванием мяча; б)письменно (выборочно лед-ледок (д), рожь-ржи (ж)) Вставить пропущенные буквы в пословицы: Кто любит тру…, того люди чтут. Спасибо моро…., что снегу нане…. Обогащение и уточнение словаря по теме «Полевые растения». В поле рожь. На складе нет ржи. Пересказ сказки «Петушок» по серии сюжетных картинок. Знать парные звонкие-глухие согласные; правило глухих и звонких согласных на конце слова.     Уметь подбирать проверочные слова.
1.Звонкие и глухие согласные в середине слова. 2.Подбор к предлагаемым словам проверочных (родственных) слов по образцу. 3.Сказки.     Таблица парных звонких и глухих согласных. Сюжетные картинки «Три медведя». Предметные картинки: кружка, ложка, чашка, стул со сломанной ножкой. Повторение правила право-писания звонких-глухих согласных на конце слова. Рассмотреть и назвать предметные картинки (чашка – ложка). Проверить сомнительные согласные в словах (используя сказку «Три медведя»). Сказка, ложка, ножка, кружка, чашка и т.д. Подобрать слова, соответствующие данным схемам ____ ____шка (чашка, мышка, кошка и др.) ____ ____жка (ножка, ложка, пряжка….) Творческая работа. Рассказывание сказки «Три медведя», но с необычным концом. Знать правило написания и проверки парных звонких-глухих согласных в середине слова. Уметь применять правило правописания звонких-глухих согласных в середине слова.
Письменная проверочная работа     Тетради, ручки. Кормушки. Засыпала зима поля снегами. Покрыла землю белым ковром. Голодные птицы летят к жилью. Жалко детям пернатых друзей. Развесили они в садах и парках кормушки. Насыпали зерна, крошек. Положили ягод. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири.
Повторение       Таблица звон-ких – глухих согласных.   Предметные картинки.   Схемы предложений. Повторение звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Правило правописания звонких-глухих согласных на конце и в се-редине слова. Проверка сомнительных согласных на словарном материале по ранее изученным лексическим темам. Составление и запись предложений по сюжетным картинкам и по заданным схемам. Знать парные звонкие и глухие согласные.   Уметь применять правило правописания звонких – глухих согласных на конце и в середине слова.
1. Гласные: а – о ё – ю о – у   2. Личная гигиена.   3. Практическое употребление местоимений.     Предметы личной гигиены Сравнение по артикуляции гласных (подчеркивается различная степень раскрытия рта – дополнительный контроль рукой подбородком). у /ю/-узкий звук, подбородок не опускается; о/е– раствор рта при-мерно на один палец между зубами, соответственно опускается подбородок. Дифференциация гласных в слогах, словах (от-ут-ёт-ют; спорт, шнурок, усну, уютный, прилег и т.д.). Сопоставление слов по смыслу и звучанию (ход-худ, клюв-клев). Запись предложения, вставляя под-ходящие слова из скобок: Подай … полотенце и ….расческу (мою, мое). Возьми …. мыло и …щетку (свое, свою). Погладь …платье и … кофту (твою, мое).   Составить рас-сказ «Утром», используя данные предложения и предметы личной гигиены. Знать артикуляционные отличия звуков (а-о, ё-ю, о-у).   Уметь дифференцировать данные звуки в устной и письменной речи.
1. Звуки с – ш.   2. Транспорт.   3. Выделение слов, обозначающих предметы и их различие по вопросам Кто? Что?     Артикуляционная таблица.   Стихотворение Маршака.   Предметные картинки: машина, самолет, самокат, шофер, пешеходный переход. Повторение гласных и согласных звуков. Выделение звуков с, шиз слов. Сравнение по артикуляции (используя таблицу, подчеркивая различия). Соотнесение звуков с, шс буквами. Сопоставление слов-паронимов (споры-шпоры, басня-башня). Узнать стихотворение: Закричал он «Что за шутки!» Еду я вторые сутки!... Найти слова-паронимы. Вспомнить на чем ехал герой стихотворения, еще какие виды транспорта знаете. Нахождение слов в стихотворении, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный». Знать что одушевленные предметы отвечают на вопрос Кто?, а неодушевленные на вопрос Что?   Уметь находить существительные со звуками си ш.  
1. Звуки з – ж.   2. Зима.   3. Общее понятие о частях речи.     Таблица согласных звуков.   Артикуляционные профили звуков зи ж.   Сюжетная картинка «Зима» Повторение: какие согласные звуки называются звонкими (голос + шум) голос работает. Вычленение звуков з, жиз слов. Сравнительная артикуляционная характеристика. Соотнесение звуков с буквами З, Ж (на какие буквы похожи буквы З, Ж(з, ж). Устный диктант слов (поднять букву Зили Ж). Изменить слова по образцу (водить -вожу, резать -…, мазать - …., скользить -….) Вставить в предложения подходящие по смыслу слова, которые являются различными частями речи. Подчеркнуть существительные, глаголы, прилагательные. Наступила суровая ______. Ударил_______ мороз. Зимняя стужа сковала _______. На снегу видны_______зверей. Под елкой _________ заяц. Зима – самое _____ время для лесных жителей. Составить прогноз погоды на завтра. Завтра ожидается холодная …… Небо хмурое…. Ветер…… Знать на какие вопросы отвечают существительные, глаголы и прилагательные.   Уметь выделять из предложения по вопросам существительные, глаголы и прилагательные.   Уметь дифференцировать звуки з, жв слогах, словах.
1. Звуки с - щ с – щ   2. Животные (разных лексических групп).   3. Образование глаголов от существительных.     Артикуляционные профили.   Предметные картинки: щука, щегол, лещ, ящерица, синица, сельдь, семка, сом, сорока, снегирь, лось, соловей. Повторение: глухие согласные звуки. Сравнение звуков с /с/ - щпо артикуляции. Дифференциация звуков в слогах, словах. Составление предложений со словами-паронимами: сели-щели. Разложение в два ряда предметных картинок, в названии которых имеются указанные звуки. Образование глаголов от существительных блеск – блещет, писк, плеск, треск, поиск, свист. Соотнести данные слова с предметными картинками, составить предложения (например: Щука плещет хвостом). Нарисуй слове-сную картинку, используя образованные глаголы и предметные картинки. Знать обобщающие названия изученных групп предметов по теме «Животные».   Уметь на письме различать звуки с /с/ - щ.
1. Звуки с – з – ц.   2. Охрана здоровья.   3. Различение формы слова, обозначающего действия предмета     Артикуляционные профили.   Сюжетная картинка «Будь здоров».   Карточки: физкультура, спорт, здоровье, заболевание, осанка, инфекционные, простудные.   Таблица: «Спорт – залог здоровья». Повторение имен существительных Повторение свистящих звуков. Сравнительная характеристика. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Графический диктант. (Над лесом взошло солнце. – с з ц. Беседа об охране здоровья, опираясь на опыт детей используя карточки со словами. Нахождение слов, обозначающих действия в предложении, тексте. К названиям действий поставить вопрос.   Беседа об охра-не здоровья. Знать названия предметов и действий.   Уметь находить глагол по вопросам, согласовывать существительное с глаголом.
Письменная работа.     Тетради, ручки. Гроза. Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Солнце спряталось. В роще замолкли птицы. В небе сверкнула молния. Хлынул сильный дождь. Знать правила звукобуквенного анализа.   Уметь писать под диктовку, понимать указания учителя-логопеда.  
1.Звуки р – л. рь – ль 2. Сад. 3. Образование относительных прилагательных.     Сюжетная картинка «Сад»   Предметные картинки: яблоня, груша, слива, абрикос, малина, персик, земляника, крыжовник, смородина, астра, роза и др. Повторение: части речи. Вычленение звуков р – л, р – лиз слов. Сравнение по артикуляторно-акустическим признакам. Работа по раз-витию буквенного гнозиса. Закрепление в словаре обобщающих понятий «деревья», «кустарники», «цветковые растения, ягоды». Упражнение «Лишнее слово». (Груша -спелая, сочная, желтая, зеленая, душистая, большая). Образование относительных прилагательных (варенье из крыжовника – крыжовенное т.д., сад – яблоневый. Составить рас-сказ «Друзья и вредители сада».   Сезонные работы в саду. Знать обобщающие понятия «деревья», «кустарники», «ягоды», «цветковые растения».   Уметь различать на слух, в собственной речи и на письме звуки р – л, р – л. Уметь использовать прилагательные в своей речи.
1. Звуки г – к - х   2. Лес.   3. Предлог как отдельное слово.     Предметные картинки: кедр, пихта, ракита, ольха, мухомор, грузди, моховик, сыроежки и др. Повторение: на какие вопросы отвечают существительные, прилагательные, глаголы. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Дифференциация г – к – хв словах, слогах. Сопоставить по смыслу, звучанию и написанию (год-кот-ход, мог-мок-мох, гадки-кадки-хатки, группка-крупка-хрупко). Составление словосочетаний с данными словами. Закрепление в словаре обобщающих понятий «Хвойные и лиственные деревья», «кустарники», «травы», «грибы», «обитатели леса». Составление рассказа по опорным словам «В лесу» утро, лукошко, грибы, ракита, ольха, грибное место, мох, кусты используя предлоги: до, без, под, над, около, перед.   Знать предлоги, их назначение и правописание.   Уметь различать предлоги как отдельное слово на письме и в речи.
1. Буквы б - д   2. Звери и птицы.   3. Родственные слова.     Рукописный алфавит.   Рисунки силуэтов белки и дятла.   Предметные картинки птиц и зверей. Повторение: звуки и буквы. Выделение начального звука /Б/. Уточнение артикуляции – звонкий, согласный взрывной, преграда сомкнутые гуБы. Затем звук /Д/ -согласный звонкий взрывной преграда – кончик языка упирается в верхние десны резцов (Десны). Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы б с очертаниями белки д – дятел. Чтение слогов (шрифт рукописный). Поэлементная запись букв с проговариванием. Выборочный диктант. Графическая запись слов-картинок по теме «Звери, птицы» т.е. все картинки шифруются. Подбор родственных слов, установление общей части и общности смысла. Придумать загадку – описание по картинкам. Знать что такое корень, чем отличаются буквы б и д.   Уметь подбирать родственные слова, выделять корень.   Уметь дифференцировать обобщающие понятия «Звери, птицы»
1. Буквы п – т.   2. Пословицы.   3. Единообразное написание в родственных словах.     Алфавит (рукописный).   Буквы п, т разного шрифта.   Пословицы. Повторение: чем отличается звук от буквы? Выделение звуков п, т.Сравнительная характеристика. Соотнесение звуков пи тс буквами   Сказка «Торопыжкина беда» (Ефименкова Л.И. «Организация и методы коррекционной работы логопеда» с.227). Сколько ножек у п, а у т? Цифровой диктант. Вместо цифры написать букву (Например: 3, 2, 3; т, п, т) Составление словосочетаний. Тяжелая Т ачка Старая П Пустая Т ара Танцевальная П Вставить буквы п или т в пословицы ( -руд корми-, а лень -ор-и-). Прочитать и запомнить поговорки. Знать отличи-тельные признаки букв п и т.   Уметь выделять корень в словах, подбирать проверочные слова, находить безударные гласные дифференцировать на письме буквы п и т.
1. Буквы о – а.   2. Животные (уменьшительно-ласкательная форма существительных).   3. Имена собственные.     Условно-графическое изображение артикулем о-а. Опора – право-писание имен собственных. Повторение: гласные и согласные. Сравнение артикуляции звуков а-о: а) с голосом; б) беззвучно в) условно-графически. Обратить внимание на то, что губы как бы «пишут» сами букву О. Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а, о. Отработка соединения букв а и о в слогах, словах. Графическая запись предложений с буквами а и о. Прочитать и записать стихотворение В.А.Жуковского, вставляя пропущенные гласные а и о. Котик и козлик. Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. Какие слова называются именами собственными. Найти и выписать собственные имена из текста. Правописание имен собственных. Чтение и пере-сказ рассказов о животных. Знать название собственных имен, правописание собственных имен.   Уметь выделять имена собственные из текста.   Уметь отличать на письме и при чтении гласные а и о.
Письменная работа.     Ручки, тетради. Рыбки. Вите подарили красивых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок и мох. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотистыми. Обрадовался Витя. Еще красивей стали рыбки. Знать изученные ранее правила правописания.   Уметь писать под диктовку
IV четверть (16 часов)
1. Звуки ч - ть   2. Спряжение глаголов.   3. Личная гигиена     Цифровой ряд.   Предметы личной гигиены для ухода за волосами. Повторение: понятие «звук», буква. Различие между звуком и буквой. Сравнительная артикуляция звуков ч, т(рассмотреть звуковой состав аффрикаты Ч: слитно произносимые компоненты т щ). Дифференциация звуков т – ч вслогах, словах. Определение места звука в словах ( по цифровому ряду). Изменение глаголов по образцу, следя за чередованием звуков ч – т в основе глаголов, например: вертеть – я верчу – он вертит; лететь – я …., он…. светить – я …., он….. катить – я …., он….. чертить – я …., он…. молотить – я …., он….. крутить – я ….., он….. Рассказ из опыта детей об уходе за волосами (мытье, прическа). Знать звуковой состав аффрикаты Ч.   Знать предметы личной гигиены по уходу за волосами.   Уметь составлять рассказ используя ситуативные предметы и личный опыт.
1. Звуки ч – щ.   2. Образование сравнительной степени от наречий   3. Одежда и обувь     Цифровой ряд.   Предметы по уходу за одеждой и обувью.   Предметы и предметные картинки обуви и одежды. Сравнение по артикуляции: ч (т ш) – взрывной, краткий щ (ш ш) – щелевой, долгий оба мягкие имеют общий компонент. Дифференциация устно и на письме данных звуков в слогах, словах. Определение места звуков. Образование сравнительной степе-ни от данных наречий (четко-четче, густо-гуще, мелко -…сладко - …. зорко -…. крепко - …. легко - …. резко - ….толсто - ….. просто - …. хлестко - … громко - …. Часто - … чисто - … Условно-графическая запись тек-ста. Этой щеткой чищу обувь… -щ ч -. Беседа о повседневном уходе за одеждой (чистка, сушка, предупреждение загрязнения) .рко ...сравнительной степе-ни от данных наречий (четко-четче, густо-гуще, мелко -... Практическая работа по уходу за одеждой и обувью с оречевлением. Знать чем похожи и чем отличаются звуки ч, щ. Уметь указывать место звуков ч, щв словах, слогах.   Уметь подбирать одежду и ухаживать за ней.
1. Буквы в – д и др.   2. Предлоги, приставки.   3. В Деревне.     Рукописные буквы разного шрифта. Рисунки воробья и дятла. Сюжетная картинка «В дерев-не» Повторение: пространственные представления (право-лево, верх, низ…). Рассматривание рисунков воробья и дятла. Какие буквы видны в данных предметах. Письмо рукописных букв в – д в воздухе. Сравнительный зрительный анализ букв. Дифференциация букв в слогах, словах-паронимах (вал-дал, ветка-детка, ваша-Даша). Правильное написание предлогов и приставок. Предлоги подчеркнуть. (к)дому (под)бежал (с)пустился (к)реке (в)лес (по)шел (с)прятался (за)куст Чтение рассказа «Золотой луг» по М.Пришвину.   Пересказ. Знать оптические признаки букв в и д.   Уметь правильно употреблять предлоги на письме и в устной речи.
Письменная работа     Тетради, ручки. Весной. На дворе апрель. Погода чудесная. Солнце светит ярче. Журчат быстрые ручьи. Уже расцвел подснежник. Скоро лопнут почки на деревьях. Вылезла зеленая травка. Из теплых стран летят грачи, скворцы, стрижи. Птицы хлопочут о своих гнездах. Знать характерные черты звуков ч, щ, т. Уметь писать по слуху, используя полученные ранее знания.
1. Звуки и буквы ц – щ.   2. Имена собственные.   3. Жилище.     Артикуляционный профиль букв. Картинки с видами помещений в городе и деревне. Почтовые открытки. Сравнительная характеристика звуков ц – щ. Дифференциация их в слогах, словах, предложениях. Соотнесение звуков с буквами ц и щ. Что общего, чем отличаются. Запись слов с буквами ц и щ в два столбика. Устно назвать виды жилых помещений в городе и деревне. Рассказать кто где живет, включая в рассказ имена собственные (город, деревня, река, область, район, страна). Адрес школы и домашний адрес. Знать виды помещений в городе и деревне и их различие.   Уметь писать адреса на почтовых открытках.
1. Звуки с - щ.   2. Слова – «приятели» (синонимы)   3. Питание     Символы синонимов. Предметы или картинки с продуктами питания. Сравнительная характеристика звуков с и щ. Дифференциация звуков с и щ в слогах, словах, словосочетаниях. Указать близкие по значению слова: свежая пища, запас корма, вкусная еда. Записать продукты питания со звуками с и щ в два столбика. Например: свела щавель колбаса щука мясо овощи Беседа о значении продуктов питания для здоровья человека. Рассказать как приготовить пищу. Завтрак: отварные яйца, салат. Знать какие продукты питания полезны для здоровья человека.   Уметь назвать смысловые и эмоциональные оттенки значений слов.
1. Звуки ц – т.   2. Окончание.   3. Торговля     Оборудование к игре «Магазин»   Карточки со словами с пропущенными окончаниями. Повторение. Состав слова. Сравнительная характеристика звуков ц – т. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях. Чтение и запись предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. Заполнение карточек со словами с пропущенным окончанием. Составление рассказа из деформированного текста «В магазине». Знать виды и назначения магазинов.   Уметь соблюдать правила поведения.   Уметь различать звуки ц – т в словах.
Итоговая письменная работа.     Тетради, ручки На лужайке. Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвел душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети Увидали ежика. Он свернулся в клубочек. Они не тронут ежа. Девочки собирают цветы. Саша рвет щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой. Знать правила письма под диктовку.   Уметь анализировать, синтезировать записываемые слова, предложения.
                           
  Подведение итогов.           Заполнение документации за уч. год.

Наши рекомендации