Цели и задачи учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности»
Для специальности / специализации: ________________________
(код и наименование специальности согласно ОКРБ 011-2001
«Специальности и квалификации»)
Согласовано: декан факультета ________________А.В. Касович
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры
протокол № от «» 2013 г.
Минск 2013
Пояснительная записка к УМК
Учебная дисциплина «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» представляет собой важнейшее направление подготовки студентов высших учебных заведений социально-педагогического профиля к профессиональной деятельности и является одним из разделов учебного курса «Технологии социально-педагогической деятельности». Овладение студентами системой теоретических и практических знаний, предусмотренных содержанием данной учебной дисциплины, является обязательным условием их профессиональной компетентности и в частности, их умения предупредить или урегулировать социально-педагогический конфликт.
Цель УМК – обеспечение процесса усвоения студентами системы знаний, умений и навыков, способствующих формированию конфликтологической компетенции, позволяющих выбирать конструктивные варианты поведения в конфликтных ситуациях и находить способы совместного решения проблем.
Задачи УМК:
· определить цель, задачи, структуру учебного курса «Конфликтология в социально-педагогической деятельности»;
· отметить особенности изучения данной учебной дисциплины;
· определить формы организации учебного процесса по данному курсу, объем и сроки его изучения;
· реализовать междисциплинарный подход, учитывающий достижения таких социальных наук, как политология, социология, этнология и психология;
· осуществить взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса;
· определить требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым при изучении курса, в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника специальности «Социальная педагогика»;
· определить основные виды контроля знаний студентов и их отчетности.
Изучение данного курса ориентировано на широкое использование в учебном процессе межпредметных связей, проблемно-поисковых, дифференцированных методов обучения, методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебной деятельности, методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Предлагаемый материал структурирован по следующим блокам: программный, учебный, методический, контрольный, сопровождающий.
ПРОГРАММНЫЙ БЛОК
Учебная программа
Пояснительная записка
Курс «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» занимает важное место в учебном плане по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа». Конфликтология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана с такими учебными дисциплинами как: философия, психология, педагогика, социология, политология.
Изучение данной учебной дисциплины предполагает овладение студентами знаний о формах и характере конфликтного социального взаимодействия, о причинах и условиях, порождающих конфликт, о специфике его протекания в сфере профессиональной деятельности социального работника, о методах, технологиях предупреждения и разрешения конфликтов.
В процессе учебной работы в рамках освоения данного курса студенты знакомятся с существующими на сегодняшний день теориями конфликта, получают целостное представление о конфликте как культурно-историческом феномене и о возможностях его использования в социальной работе, приобретают первичные навыки анализа и толкования различных конфликтных ситуаций с позиций теорий конфликта, знакомятся с основными формами психотехнической работы с конфликтом и возможностями их использования в социальной работе.
Изложение материала в рамках курса «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» носит проблемно - дискуссионный характер и предполагает обсуждение феномена конфликта с разных позиций, имеющих место в современной научной мысли, а также анализ существующих форм работы с ним с точки зрения их практической целесообразности и востребованности социальной работой.
Учебной программой учитывается тот факт, что необходимыми условиями успешного освоения студентом учебного материала курса является его самостоятельная работа по ознакомлению с научной литературой по изучаемым темам, учебная деятельность на лекциях, активное участие в обсуждении проблем, рассматриваемых на семинарских занятиях.
Изучение учебной дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» активизирует процесс профессионального самоопределения будущих социальных работников и развития личностной рефлексии студентов, способствует формированию у обучающихся профессиональных навыков адекватной оценки явлений социальной действительности, умений определять социальные детерминанты поведения, анализировать конфликты и применять соответствующие способы их разрешения.
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» является изучение студентами сущности конфликтов, их социальной природы, особенностей, причин, типов, динамики, а также овладение студентами навыками конструктивного и успешного поведения в случае конфликта, методами и средствами их предупреждения, регулирования и разрешения.
Задачами конфликтологии как науки и учебной дисциплины является:
· развить у студентов способность к теоретическому анализу конфликтов и конфликтных ситуаций, к определению стратегии управления ими;
· обучить студентов технологиям работы с конфликтующими подростками;
· научить прогнозировать и разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде;
· сформировать систему знаний о сущности, типах, видах, особенностях педагогических конфликтах;
· сформировать у студентов умение развивать в конфликтной ситуации конструктивный потенциал;
· ознакомление студентов с программой социально-психологического тренинга, упражнениями, деловыми играми.
· научить управлять развитием и предупреждением конфликтов в педагогической системе.